Подготовила Наталия Григорьева
2 апреля 1968 года в мировой прокат вышел фильм Стэнли Кубрика "2001 год: Космическая одиссея". В основу этой философско-фантастической притчи лег рассказ английского писателя и ученого Артура Кларка "Часовой", а сам он является, наряду с Кубриком, соавтором сценария. В 1969 году фильм был удостоен премий "Оскар" за лучшие визуальные эффекты и BAFTA за работу оператора, художника и за лучший саундтрек. Неудивительно, учитывая, что большую часть экранного времени неторопливый видеоряд сопровождают вовсе не диалоги героев, а классическая музыка - произведения Штрауса и Лигети.
Появившаяся на заре космической эры, "Одиссея" Кубрика оказала огромное влияние на развитие научно-фантастичского жанра в кино и на поп-культуру в целом. Взять хотя бы HAL9000 – разумный бортовой компьютер, хоть и не по своей воле, но все же убивший почти всех героев фильма и попавший таким образом в список величайших кинозлодеев. Отсылки к образу HAL9000 можно найти и в художественном кино – от системы ВИКИ в фильме "Я, Робот" до хитрого и коварного андроида в исполнении Майкла Фассбендера в "Прометее" Ридли Скотта – и в анимационном – в сериале "Футурама" встречается женская версия HAL, а в мультфильме "Валл-И" о нем недвусмысленно напоминает внешний вид компьютера AUTO. Существует даже специальное приложение для мобильного телефона: на экране появляется знаменитый "красный глаз", а из динамиков звучат произнесенные им в фильме фразы, вроде знаменитой "I’m sorry, Dave".
Несмотря на прошедшие десятилетия и на то, что будущее создателей фильма уже стало нашим прошлым, картина продолжает будоражить умы кинематографистов и простых зрителей. О ней пишут исследования, снимают документальные ленты, а просьба объяснить смысл финала – весьма популярный запрос в поисковых системах. Редакция проекта Weekend РИА Новости решила не рассуждать о достоинствах фильма, не перечислять, какие из предсказаний Кубрика сбылись, и не пытаться ответить на вопрос о смысле, признавая, вслед за режиссером, ничтожность человека перед лицом загадочной Вселенной. Пусть говорят сам Стэнли Кубрик и его коллеги, чьи слова – лучшее доказательство неугасающего величия "Космической одиссеи".
Я не люблю много говорить об "Одиссее", потому как этот фильм – в большей степени невербальный опыт. Он должен восприниматься больше на уровне подсознания и чувств, чем на интеллектуальном уровне. Существует проблема с теми, кто не уделяет внимание тому, что видит. Такие люди слушают. А от прослушивания этого фильма толку будет мало. Тот, кто не верит своим глазам, не сможет оценить картину.
Это фильм Стэнли Кубрика. Я выступал в качестве "ускорителя первой ступени" и изредка давал рекомендации. Нашей целью было представить зрелый взгляд на тему исследования космоса. Конечно, и до этого существовало множество фильмов о космосе: один или два из них получились весьма искренними и по очевидным причинам успешными, большинство же – просто хлам, что стало причиной предвзятого отношения к жанру. Теперь все изменится.
Когда я первый раз посмотрел "Одиссею", она мне не понравилась, я был очень разочарован. Потом, три или четыре месяца спустя, я был в Калифорнии, и знакомая сказала мне, что это замечательный фильм, и я пошел смотреть его снова, и он понравился мне гораздо больше. Спустя еще года два я пересмотрел картину и подумал: "Бог ты мой, это же сенсационное кино!" И это был один из немногих случаев в моей жизни, когда я осознал, что другой режиссер значительно превзошел меня.
После фильма "2001 год: Космическая одиссея" научная фантастика умерла. Переполненные спецэффектами блокбастеры могут собирать хорошую кассу, но ни одному из них не удастся превзойти "Одиссею". Больше нет ничего нового. Мы все это уже видели. Мы были там. Дело сделано. "Космическая одиссея" - это лучшее из лучшего, каждый научно-фантастический фильм с тех пор или подражает, или ссылается на нее.
До сих пор "2001 год: Космическая одиссея" остается величайшим научно-фантастическим фильмом. Его новаторская техника съемки по-прежнему оказывает влияние на работу над спецэффектами. И, несмотря на то, что фильмы становятся все более зрелищными, "Космическая одиссея" напоминает о том, что идеи, которые кроются за всей этой зрелищностью, - важнейший спецэффект.
Этот фильм был как первый полет в космос. После "Космической одиссеи" ни одна художественная или документальная картина, или же IMAX-проект, позволяющий взглянуть на Землю из иллюминатора шаттла, ничто не позволило мне почувствовать себя в космосе, как это удалось фильму Кубрика. Он заставил испытывать страх и отчаянное желание быть частью этой огромной загадки, оказаться среди первооткрывателей. Для меня "Космическая одиссея" - самый реалистичный фильм Кубрика.
Каждый кадр "Космической одиссеи" является подтверждением того, что возможности кинематографа поистине безграничны. Как "Нетерпимость" Гриффита, как "Восход солнца" Мурнау, эта картина стала одновременно и грандиозным кинопроектом, и экспериментальным фильмов, и поэтической фантазией.
Этот фильм определил канон научно-фантастического жанра, который остается с тех пор неизменным. В современном кино исследование космоса происходит по законам, придуманным Стэнли Кубриком. И вряд ли есть фильм, который выглядит правдоподобнее – невероятно, учитывая, что "Космической одиссее" почти 50 лет. Это фильм доцифровой эпохи, полностью аналоговый, и, тем не менее, созданные для него визуальные эффекты остаются непревзойденными и не устаревают. Это научно-фантастическая лента, которая выходит за рамки жанра. Это великое сказание, в котором поднимаются основополагающие вопросы бытия.
И напоследок – своеобразное подтверждение того, что фильм Стэнли Кубрика был снят в правильное время. Нетрудно вообразить, что в наши дни "Космическая одиссея" наверняка бы вышла под видом "летнего блокбастера" с динамичным экшн-трейлером. I’m sorry, Stanley!