1 апреля отмечается Международный день птиц, который приурочен к началу их возвращения с мест зимовок.
19 марта 1902 года была принята "Международная конвенция об охране птиц, полезных в сельском хозяйстве", которую подписали более десяти государств. Она вступила в силу 12 декабря 1905 года. 18 октября 1950 года в Париже была подписана "Международная конвенция об охране птиц", заменившая прошлый документ.
Сам же День птиц связывают с детским праздником, устроенным в 1894 году учителем из маленького американского города Ойл‑Сити Чарльзом Бэбкоком (Charles Babcock). Вскоре День птиц стал широко проводиться как народный праздник во всех штатах страны.
Идея проведения Дня птиц нашла поддержку и в России, где этот праздник имеет давнюю традицию. В старом "месяцеслове" есть такие праздники, как День встречи перелетных птиц, День закликания птиц (Герасим‑грачевник, Сороки), День ласточки (Егорий весенний). 22 марта на Руси пекли фигурки жаворонков, встречая этих птиц, а с ними и весну. На Благовещенье было принято выпускать птиц из клеток на волю.
В России издавна практиковалось привлечение птиц в искусственные гнездовья, установка дуплянок и кормушек. Еще знаменитый путешественник Петр Симон Паллас заметил, что российские крестьяне для скворцов вывешивали на местах цилиндрические ящики из коры. Для аистов в Украине и Белоруссии по традиции весной на столбах выставлялись колеса от телег. А в 1879 году в официальной газете "Правительственный вестник" была помещена заметка с предложением устраивать на юге России для розовых скворцов специальные ниши в домах и на крышах под черепицей. Одна из первых в мире книг по охране птиц — книга барона Ганса фон Берлепша (Hans von Berlepsch) "Всеобщая защита птиц, ее основы и выполнение" вышла в 1900 году в Санкт‑Петербурге. Активное участие в пропаганде охраны птиц принимала и Русская православная церковь, издававшая различные природоохранные книжки.
В революционные годы о празднике забыли, но уже в 1924 году он начал возрождаться московскими юннатами Центральной биостанции под руководством большого энтузиаста охраны птиц, преподавателя этой станции Николая Дергунова. В этом же году в Смоленской области также был проведен День птиц. А на следующий год прошел первый в Советской России официальный День птиц, во время которого юннаты устанавливали скворечники на Ленинских горах (ныне — Воробьевы горы) в Москве.
В 1927 году празднование Дня птиц подхватила вся Москва. В празднике участвовало пять тысяч ребят, было развешено более тысячи птичьих домиков. В 1928 году День птиц стал популярен по всей стране, в нем приняло участие около 65 тысяч энтузиастов, которые развесили 15 тысяч скворечников.
Активно популяризовали День птиц журналы "Юный натуралист", "Листки БЮН", "Живая природа" и другие.
С начала 1930‑х годов благородные природоохранные порывы постепенно стали заменяться утилитарными идеями использования природы. Веселый детский праздник стал забываться.
В конце 1940‑х — начале 1950‑х годов о Дне птиц ненадолго заговорили вновь. В Москве его активным популяризатором был председатель юношеской секции Всероссийского общества охраны природы Петр Смолин. Но вскоре из радостных праздников народной инициативы Дни птиц стали вновь превращаться в скучные, обязательные мероприятия.
Благодаря усилиям энтузиастов‑орнитологов из созданной в 1993 году общероссийской общественной организации "Союз охраны птиц России", праздник получил новую жизнь.
Цель праздника — сохранение видового разнообразия и численности птиц. Этот день приурочен ко времени начала возвращения птиц с мест зимовок. Открывают сезон грачи, следом начинают перелет дикие гуси, утки, журавли, чайки. В апреле прилетают дрозды, зарянки, зеленушки, зяблики, вьюрки, овсянки. Традиционно в это время в ожидании прилета пернатых развешиваются синичники, скворечники, гоголятники и прочие "птичьи домики".
Орнитологи предупреждают: если исчезнут птицы, наступит экологическая катастрофа, и ее последствия для человека могут быть непредсказуемыми. По их мнению, истребление нанесет невосполнимый ущерб биологическому разнообразию.
Все больше стран мира вовлекаются в ежегодную акцию выбора "Птицы года". Авторами и проводниками акции становятся национальные общественные и профессиональные организации, озабоченные охраной птиц. Как правило, выбор птицы‑лауреата обосновывается разнообразными причинами: птица популярна в стране, тесно связана с национальной культурой; птице угрожает депопуляция и необходимо привлечь внимание к проблемам ее сохранения; птица выбрана для демонстрации птичьего разнообразия; птица хорошо отражает успешность принимаемых в стране мер по ее охране и удачно рекламирует достижения природоохранных организаций и успешность их программ.
"Союз охраны птиц России" также ежегодно избирает "Птицу года". Требования для ее утверждения просты: птица должна быть распространена на всей или большей части территории Российской Федерации, легко узнаваться человеком, нуждаться в его внимании и помощи. Выбранная птица находится в течение года в центре внимания орнитологов и экологов. Проводятся различные семинары, выпускается литература и брошюры, посвященные данному виду птиц, пропагандируется охрана и забота о них. Так, в 1996 году "птицей года" был назван коростель, в 1997 году — полевой жаворонок, в 1998 году — серый журавль, в 1999 году — деревенская ласточка, в 2000 году — большая синица, в 2001 году — скворец, 2002 году — пустельга, в 2003 году — кроншнеп, в 2004 году — белый аист, в 2005 году — сова, в 2006 году — чайка, в 2007 году — зимородок, в 2008 году — снегирь, в 2009 году — лебедь, в 2010 году — чибис, в 2011 году — белая трясогузка, в 2012 году — варакушка.
В 2013 году "Союз охраны птиц России" в восемнадцатый раз выбрал "Птицу года". Титул получил царственный орлан‑белохвост.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников