Рейтинг@Mail.ru
Идеологические покойники - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Идеологические покойники

Читать ria.ru в
Смерть Бориса Березовского заставляет вспомнить о феномене политически активных покойников, считает Юрий Богомолов.

Сообщение британской полиции о характере смерти Бориса Березовского не рассеяло тумана вокруг ее обстоятельств и только подогрело интерес к ней со стороны широкой публики. Дальше, что ни день — новые подробности и новые вопросы к следствию.

Одно дело, если он умер по медицинским показателям — сердце, отек легких, тромб и прочее. Это не так интересно для широкой публики. 

Другое — суицид от разочарования, от отчаяния, от тоски от неразделенной любви. В этом случае открывается широкое поле для интерпретаций и домыслов. Тогда разбираться должны психологи, психиатры и беллетристы.

Березовский в последнем интервью: я не вижу смысла жизни >>

И совсем особая статья, если ему кто-то помог расстаться с жизнью. Тут уже криминал, замешенный на политике. Или нечто обратное: чистая политика, замаскированная под криминал. И тут уж перед мастерами конспирологических фантазий и детективных построений расстилаются необозримые просторы. Почти такие же, как после убийства Джона Кенеди. Или после смерти товарища Сталина.

Остановившийся велосипед Бориса Березовского >>

Но не о том речь.

Речь о новом статусе Бориса Абрамовича Березовского. При жизни был он могущественным олигархом, потом — беглым олигархом, затем — врагом отечества, большим оригиналом и, наконец, амбициозным маргиналом… 

Его нынешнее положение в обществе — "идеологический покойник". 

***

Не я придумал этот загробный титул для людей, которые после своей кончины играют определенную роль в политической жизни страны. Авторство формулы принадлежит драматургу Николаю Эрдману. В "Самоубийце" один из героев утешает вдову лежащего в гробу товарища Подсекальникова: "Муж ваш умер, но труп его полон жизни, он живет среди нас как общественный факт. Давайте же вместе поддерживать эту жизнь. Теперь больше, чем когда бы то ни было, нам нужны идеологические покойники".

Вот и труп Бориса Березовского оказался полным жизни: он — герой многочисленных статей, эссе, радио- и телеэфиров. О нем говорят, спорят; он говорит и тоже спорит… О нем слагают легенды. Его втаптывают в грязь. Его хулят, его славят… Им пугают, им козыряют…

Весь "Воскресный вечер" с Владимиром Соловьевым его обличали как ничтожество. Но чем более участники ток-шоу горячились, тем определеннее складывалось впечатление, что не так уж их объект презрения никчемен и не такое уж он ничто.

Общий суд, и не только участников помянутого шоу: Березовский не ученый, не экономист, не политтехнолог и не политолог, и тем паче не политик; он — Игрок

Все это в прошлом. Был азартным игроком, а стал игральной картой, как всякий идеологический покойник. Ею современные игроки на поприще политики побивают рынок, демократизацию, приватизацию, коррупцию, эмиграцию… Ею они бьют Запад, либерализм, антипатриотизм и всякий прочий космополитизм. В этом смысле мертвый Березовский — козырная карта. Его жизнь и участь — почти как басня с недвусмысленной моралью: не ходите туда, не делайте то, а то…

Впрочем, "карта" может лечь и по-другому. Вдруг где-то всплывет архив покойника с документами и свидетельствами, неприятными для иных из современников…

Яркие цитаты Бориса Березовского >>

*** 

Тут бы стоило осознать, что политически активные покойники на Руси столь же распространенное явление, как и цари-самозванцы. Просто последних мы лучше знаем. Особенно хорошо помним Лжедмитрия, благодаря, в основном, Александру Сергеевичу Пушкину. История же с подлогом трупа настоящего Дмитрия известна не так, чтобы очень широко.

Между тем, то была по-своему беспрецедентная пропагандистская акция краткосрочного царя Василия Шуйского, направленная против Лжедмитрия. Чтобы убедить народное мнение в обратном, вскрыли могилу убиенного. Труп мальчика настолько разложился, что его пришлось подменить другим убиенным младенцем, а затем выставить на обозрение народа.

Под занавес Смутного времени, чтобы пресечь появление очередного лжецаря, был прилюдно повешен ребенок Марины Мнишек.

Оба "кровавых мальчика" были утилизированы именно как "идеологические покойники" в тактической борьбе за власть. Забальзамированный Ленин — это уже стратегический покойник. Исторически он себя изжил. Никто сегодня не может сказать, что его мумия в Мавзолее "полна жизни". 

"Полон жизни" по-прежнему идеологический труп Сталин. Он-то не пропускает ни одного общественно значимого исторического события — будь то очередной юбилей сталинградской битвы или круглая дата со дня его похорон. Или очередной День Победы. И т.д.

В наше время на роль стратегического покойника претендует Уго Чавес. Даром, что власти Венесуэлы желали забальзамировать своего предшественника. И понятно, по какой причине в первую очередь. В ближайшие месяцы там предстоят выборы президента. И Чавес в качестве "идеологического покойника" его приемнику нужен, как никогда. Как полагают многие, Латинская Америка — пространство, где населению свойственен "магический реализм". Там убеждены, что именно покойный Чавес поспособствовал избранию Папой римским аргентинского кардинала.

Россия тоже в известной степени страна, податливая магическому воздействию и нередко падающая в объятия магов и демонов. Надо ли иллюстрировать эту мысль примерами?

*** 

Нет, я понимаю, что фигура Березовского не соотносима с Чавесом и тем более со Сталиным. Я и не сравниваю их. Я просто обращаю внимание на определенный тренд в современном политизированном мире. 

Чавес, может, и станет долгоиграющим политическим проектом на отдельно взятом континенте.

Посмертный век Березовского будет кратким; слишком прагматична его задача — ославить либерализм.

Разумеется, сегодня нельзя категорически определить мотивы, по которым ушел из жизни Березовский, если это было самоубийство. 

Подсекальников поссорился с женой из-за ливерной колбасы, и в сердцах брякнул о желании застрелиться. И даже написал записку, мол, в моей смерти прошу никого не винить. Тут нашелся доброжелатель: "Ну, вот видите. Так нельзя. Так нельзя, гражданин Подсекальников. Ну, кому это нужно, скажите, пожалуйста, "никого не винить". Вы, напротив, должны обвинять и винить, гражданин Подсекальников. Вы стреляетесь. Чудно. Прекрасно. Стреляйтесь себе на здоровье. Но стреляйтесь, пожалуйста, как общественник. Не забудьте, что вы не один, гражданин Подсекальников. Посмотрите вокруг. Посмотрите на нашу интеллигенцию. Что вы видите? Очень многое. Что вы слышите? Ничего. Почему же вы ничего не слышите? Потому что она молчит. Почему же она молчит? Потому что ее заставляют молчать. А вот мертвого не заставишь молчать, гражданин Подсекальников. Если мертвый заговорит. В настоящее время, гражданин Подсекальников, то, что может подумать живой, может высказать только мертвый. Я пришел к вам как к мертвому, гражданин Подсекальников. Я пришел к вам от имени русской интеллигенции".

От имени прочего люда свое слово сказал герой другой пьесы, господин Тарелкин: "Решено!.. не хочу жить… Нужда меня заела, кредиторы истерзали, начальство вогнало в гроб!.. Умру. Но не так умру, как всякая лошадь умирает, — взял, да так, как дурак, по закону природы и умер. Нет, — а умру наперекор и закону и природе; умру себе в сласть и удовольствие; умру так, как никто не умирал!.. Что такое смерть? Конец страданиям; ну и моим страданиям конец!.. Что такое смерть? Конец всех счетов! И я кончил свои счета, сольдировал долги, квит с покровителями, свободен от друзей!".

И это не тот случай, что произошел с Березовским, но что-то сходное в нем аукается. Фарсовая смерть как протест витает над нашей действительностью. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала