Илья Ферапонтов, РИА Новости.
Еще со времен станции "Мир" пилотируемые космические корабли летали по так называемой двухсуточной схеме – от старта до стыковки проходило около 50 часов.
В пятницу на Международную космическую станцию прибыл очередной экипаж – российские космонавты Павел Виноградов и Александр Мисуркин, а также астронавт НАСА Кристофер Кэссиди. Их полет стал первым в практике экспедиций к МКС полетом по "короткой схеме", когда корабль "Союз" пристыковался к станции не через двое суток, а спустя всего шесть часов после старта с космодрома Байконур.
Зачем же понадобилось отказываться от традиций?
Хорошо забытое старое
"Скорострельные" пуски по "целям" на орбите – не такое уж новшество, скорее это хорошо забытое изобретение самого начала космической эры. Еще в 1968 году всего лишь через 46 минут после запуска беспилотный "Союз" ("Космос-213") состыковался с другим кораблем, "Космосом-212", выведенным на орбиту за сутки до этого. Советские специалисты просто "стреляли" вторым кораблем, когда первый проходил над космодромом Байконур.
В практике пилотируемых полетов остается до сих непревзойденным рекорд, поставленный экипажем американского корабля "Джемини-11" (Чарльз Конрад и Ричард Гордон), которые пристыковались к ракете "Аджена" всего через 1 час 34 минуты после запуска.
Побить этот рекорд мог Георгий Береговой – уже на первом витке его корабль "Союз-3" сблизился с беспилотным "Союзом-2", однако из-за ошибок при ручном управлении стыковка не удалась. Позже американские "Аполлоны" тратили на рейс к космической станции "Скайлэб" по восемь часов.
Позже советские "Союзы" добирались до космических станций "Салют" за сутки – было решено использовать менее напряженный график работы.
Однако именно в конце первых суток полета у космонавтов наступает острая фаза адаптации к невесомости – ухудшается координация, наступает депрессия и при переходе к ручному управлению могли возникать проблемы.
В 1986 году после запуска станции "Мир" корабли начали летать по двухсуточной схеме, и с тех пор 26 лет космонавты проводили в "Союзах" по двое суток.
50 часов в коробке
Один из разработчиков новой "короткой" схемы, заместитель начальника отдела баллистики РКК "Энергия" Рафаил Муртазин говорит, что мысль ускорить доставку космонавтов на МКС возникла с появлением на борту "Союзов" "гостей" – космических туристов.
"Союзы" при всех их достоинствах – очень тесные корабли. На каждого из трех членов экипажа в спускаемом аппарате приходится всего по 0,5 кубометра свободного пространства, а с учетом бытового отсека – 1,2 кубометра. И в таком "ящике" три человека проводили около 50 часов – стыковка с МКС по двухсуточной схеме проходила на 34 витке.
По словам Муртазина, у первой космической туристки Аноуше Ансари возникли "некоторые проблемы" во время двухсуточного полета к МКС. Многие космонавты говорили, что если есть возможность лететь быстрее – надо лететь быстрее.
Разработка новой схемы началась около трех-четырех лет назад. Корабль нужно было успеть вывести к станции до шестого витка. По оценкам медиков, именно после шестого-седьмого витка у космонавтов начинается самый тяжелый период в адаптации к невесомости.
Ситуация осложняется еще и тем, что для стабилизации полета и постоянной ориентации солнечных батарей на солнце корабль закручивают вокруг оси. Новичкам, которые смотрят в иллюминаторы, приходится несладко. Кроме того, космонавты могут уставать от длительного периода ничегонеделания.
В то же время, в первые часы после запуска, в момент наступления невесомости экипаж испытывает прилив сил, состояние близкое к эйфории, и нужно было успеть довезти космонавтов в этот благоприятный период.
Вторая жизнь "Союза"
В результате баллистики смогли разработать такую траекторию, которая, с одной стороны, приводила корабль к МКС всего через 5,5 часа, а с другой – позволяла в случае необходимости (например, при появлении фрагментов космического мусора) спокойно перейти на двухсуточную схему.
"Короткая" схема была проверена при запусках трех грузовых "Прогрессов", и теперь ее впервые испытали космонавты.
Она не лишена недостатков – у экипажа оказывается очень длинный "рабочий день" – около 18-20 часов, поскольку они не могут поспать на орбите. Кроме того, им приходится проводить в скафандре по 11 часов.
Однако есть и преимущества: в полете "Союз" экономит около 25 килограммов топлива, что дает ему дополнительные возможности для маневров.
По мнению специалистов РКК "Энергия, слова о том, что "Союз" себя изжил, что там некомфортные условия для космонавтов, имели смысл, когда полет продолжался долго.
Если в дальнейшем будет использоваться быстрая схема, эта проблема перестанет существовать просто потому, что период пребывания в корабле будет слишком коротким – космонавты не успеют почувствовать дискомфорт.
А это фактически дает вторую жизнь 40-летнему кораблю, у которого, по словам Муртазина, есть еще "возможности развиваться и улучшаться".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции