МОСКВА, 26 мар — РИА Новости, Екатерина Еременко. Серьезная борьба с безбилетниками в общественном транспорте Москвы развернулась с 2011 года, когда штрафы за отсутствие проездного выросли в 10 раз, а отлов "зайцев" поручили специальной организации — ГКУ "Организатор перевозок".
Несмотря на принятые меры, во время практически каждого рейда в автобусах, троллейбусах и трамваях города попадаются любители халявы, которые не только не считают безбилетный проезд серьезным нарушением, но и не гнушаются применить физическую силу в отношении контролеров. Корреспондент РИА Новости во вторник приняла участие в одном из таких рейдов и выяснила, насколько опасен и труден отлов "зайцев" в общественном транспорте.
Контролер — опасная работа
Журналисты заходят в автобус № 204 через среднюю дверь, чтобы, спрятавшись в глубине салона, ждать безбилетников. Две сотрудницы ГКУ "Организатор перевозок" начинают проверку проездных документов. В настоящее время контроль за соблюдением правил проезда в наземном транспорте по всей Москве осуществляют около 130 человек, но, несмотря на небольшой штат, сотрудники в рейд всегда выходят парами.
"Это опасная, тяжелая работа. Были случаи, что били в лицо контролеров, даже женщин. Поэтому контролеры ходят в паре, чтобы всегда было кому помочь и вызвать наряд полицейских, если нужно", — рассказывает РИА Новости замначальника 2-го отдела ГКУ "Организатор перевозок" Павел Зуев.
По его словам, большинство контролеров — представительницы слабого пола. "Вы же понимаете, какие у нас сейчас мужчины пошли, они на такую трудную работу не идут, а женщины готовы вкалывать", — признается собеседник агентства.
Действительно, контролеры нередко встречают у пассажиров негативную реакцию на попытку выписать им штраф, но рассказывать о случаях "трамвайного хамства" они не любят. "Незачем об этом говорить. Если не повезет — сами увидите. Но при журналистах вряд ли кто-то кидаться на нас начнет. Но поверьте, энергетические вампиры в транспорте встречаются очень часто", — рассказывает контролер Ирина Соловьева.
Ее коллега контролер Антонина Илларионова уверена, что в некоторых случаях даже полиция не всегда способна помочь. "Бывали разные случаи: и толкали, и буянили. В крайнем случае, конечно, вызываем полицию. Но толку мало, если он уже ударил и убежал. Но чаще люди понимают, что нарушили правила. Поэтому спокойно соглашаются составить протокол", — рассказывает она.
Студент — типичный нарушитель
Проверку пассажиров две женщины-контролера производят в считанные минуты: предъявляют свои удостоверения, быстро просматривают проездные и документы пассажиров. Владельцы льготных билетов должны обязательно иметь при себе документы, подтверждающие право на льготу. Чаще всего правила проезда нарушают студенты и безработные граждане, считают контролеры.
"Самый типичный нарушитель — это студент. Молодым ведь легко под турникет пролезть. Также нарушают безработные граждане, говорят, что у них денег нет. Наверное, это не от хорошей жизни", — говорит Соловьева.
По билетам на наземный транспорт легко определить, когда их использовали в последний раз: время и дата печатаются на тыльной стороне проездного. Чтобы определить, был ли использован универсальный билет, которым можно оплачивать проезд как в метрополитене, так и в наземном транспорте, контролеру нужно проверить его через валидатор на входе в автобус.
"Я блокирую валидатор, прикладывая специальный 115-й билет, чтобы ваш проездной не сработал повторно. Теперь вставляем пустую карточку, на ней будет распечатана информация, совершался ли проход через данный турникет по представленному билету. Прикладываем ваш проездной и получаем полную информацию", — рассказывает Илларионова.
Полный текст читайте на портале ВМоскве Группы сайтов РИА Новости >>