Рейтинг@Mail.ru
Нужно ли снижать налоги индивидуальным предпринимателям - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Нужно ли снижать налоги индивидуальным предпринимателям

Читать ria.ru в
Дзен
Если бы Путин поручил кабмину уменьшить ставку, то новость была бы просто замечательная, отмечает Анна Каледина. Но даже промежуточное поручение должно приободрить редеющую армию ИП.

Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.

Кто сказал, что хороших новостей не бывает? Бывает. По крайней мере, полухорошие. К примеру, во вторник президент Владимир Путин заявил, что поручит правительству сделать расчеты и выкладки относительно возможности снижения страховых взносов для индивидуальных предпринимателей (ИП). Если бы просто поручил уменьшить ставку, то новость была бы и вовсе замечательная. Но даже промежуточное поручение уже должно слегка приободрить миллионную армию ИП, которая в этом году начала активно редеть в связи с повышением страховых отчислений вдвое до 36 тыс рублей.

Заявление президент сделал после встречи с уполномоченным по защите прав предпринимателей Борисом Титовым, который поведал Путину о том, что с начала года количество ИП сократилось на 317 тыс человек, которые сочли нагрузку чрезмерной. Больше скажу, если сравнить, сколько было индивидуальных предпринимателей на начало декабря 2012-го, то исход начался еще раньше. С того момента количество зарегистрированных ИП сократилось на 373,5 человек.

Причины этого понятны. Индивидуальные предприниматели – народ в большинстве своем не богатый. В среднем по России их доход редко составляет более 10 тыс рублей в месяц. Фактически это возможность для россиян, которые не могут уделять труду целый день (а среди ИП много пенсионеров, студентов, женщин с маленькими детьми), заработать хоть какие-то деньги.

Теперь представьте себе, что треть от этих и без того невеликих доходов надо отдать на страховые взносы. Вот и начали люди голосовать против решения о повышении отчислений ногами. Конечно, это не форма протеста, но факт показателен.

Есть ли шанс, что правительство пойдет навстречу индивидуальным предпринимателям? Президент сказал, что для дальнейшего обсуждения нужны расчеты и статистика, которую, в частности должно подготовить Минэкономразвития.

Есть все основания полагать, что ведомство снижение взносов поддержит. Глава Минэко Андрей Белоусов после ознакомления с удручающей статистикой уже говорил о том, что министерство инициирует корректировку страховых отчислений.

Во всех смыслах логичное решение. Главе экономического ведомства вряд ли захочется в конце года увидеть статистику увеличения безработицы при падающей экономической активности. А именно за снижение темпов рост ВВП президент регулярно критикует кабинет министров.

За снижение может выступить и министр финансов Антон Силуанов, который также достаточно часто на основании статистики констатирует, что повышение сборов в любом виде снижает их собираемость, а значит, поступления в бюджет.

Достаточно вспомнить эпопею с резким (с 26% до 34%) увеличением страховых взносов для юридических лиц в 2011 году. По данным Минфина, поступления в бюджет от НДФЛ в 2011-м упали по сравнению с 2010-м почти на 10% – с 467,7 млрд до 424,3 млрд рублей.

То есть любое усиление налогового бремени приводит к тому, что крупный бизнес уходит в тень. А малый бизнес, как показала практика, просто уходит. Поэтому не лучше ли иметь больше предпринимателей, которые будут платить по меньшей ставке, чем мало, которые будут платить по высокой?

Хотя глава Минфина может и не поддержать ослабление бремени, учитывая, что юрлицам решили ставку страховых взносов не повышать (хотя планировалось это сделать в 2015 году), а значит, нужно искать дополнительные средства для Пенсионного фонда.

При этом перед правительством стоит совсем иная задача. Не далее как в прошлом году, выступая перед представителями малого и среднего бизнеса, президент сетовал, что в развитых странах вклад некрупных предпринимателей в ВВП все еще сильно выше, чем у нас.

Например, доля МСБ в ВВП России составляет примерно 21-22%, а в США – 50%, в Китае – более 60%. И этот разрыв все никак не удается преодолеть. Кстати, и это на фоне увеличения количества малых предпринимателей, которое наблюдалось до 2013 года. Если исход будет продолжаться теми же темпами, то к концу этого года данные могут стать еще печальней.

Что делать? Помню, в 2009 году тогдашний президент Дмитрий Медведев чрезвычайно радовался, когда в Сингапуре ему продемонстрировали возможность регистрации предприятия через интернет. За считанные минуты, на его собственном примере. Что ж, с администрированием в последние годы стало полегче, но изменение отчислений еще раз доказало очевидную истину – российский бизнес, независимо от размеров, чрезвычайно чувствителен к повышению любого рода выплат.

Думается, что не только увеличение нагрузки играет отрицательную роль, но и частая смена условий. Бизнес просто не успевает приспособиться к новым правилам игры, а ему уже навязывают новые. Это некомфортная ситуация и для предпринимателей, и для государства.

Взять хотя бы те же страховые взносы для юрлиц, которые сначала с 2011-го резко повысили, а потом в том же году под воздействием снижения собираемости и давлением лоббирующих бизнес организаций решили с 2012-го снова снизить. Американские горки, честное слово, а не нормальный процесс развития. Неужели этого примера было недостаточно для того, чтобы не поступать аналогично с малым предпринимательством?

Очень хорошо помню, как всегда подчеркнуто вежливый и говорящий тихим голосом Алексей Кудрин, который был тогда главой Минфина, почти срывался, комментируя решение о снижении взносов с 2012-го. Он заметил, что ошибки надо исправлять, но финансовое ведомство изначально против повышения отчислений. Потом согласилось на это, провело сложные актуарные расчеты – и тут опять все нужно возвращать назад.

Остается надеяться, что сейчас правительство примет правильное и окончательное решение. Ведь сколько бы власти ни говорили о необходимости развития самозанятости населения, пока у людей не будет ясных перспектив и понимания правил игры, вряд ли мы увидим подвижки в этой области.

В ходе кризиса 2008 года, когда уровень безработицы вышел за критические рамки, в стране приняли госпрограмму поддержки самозанятости. Лишившиеся места люди могли получать не ежемесячное пособие, а единовременное (до 100 тыс рублей) – на открытие собственного бизнеса.

Особых успехов, насколько я понимаю, та программа не достигла. Возможно, именно из-за того, что вместе с субсидией люди получают и огромную головную боль, которой у нас до сих пор является собственное дело.

Если пойти дальше, то вообще имеет смысл посмотреть на опыт развитых стран, где бизнес на старте освобождается от всевозможных проверок и любых налогов, а также отчислений. Людям надо встать на ноги, получить отдачу от вложений и только потом требовать поделиться.

Даже если у них ничего не получится, то хотя бы какое-то время они смогут прокормить себя и детей, не требуя ничего у государства. По-моему, это разумно. Но не будем забегать вперед. Для начала ждем расчетов и позиции правительства о снижении страховых взносов для индивидуальных предпринимателей.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Все новости экономики и бизнеса на сайте агентства Прайм>>

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала