Эндрю Ллойд Уэббер – создатель мюзиклов "Кошки", "Иисус Христос – суперзвезда", "Эвита" и "Призрак Оперы" - прославился в 23, стал миллионером в 25, а сегодня отмечает 65-летие. Покорив Бродвей с Вест-Эндом, его музыка разлетелась по всем странам – постановки, фильмы и мелодии, которые, увидев и услышав однажды, уже непросто забыть.
Он собрал все титулы, какие можно - от музыкального магната (тут стоит отдать должное чутью и деловой хватке) до барона Сидмонтонского (спасибо королеве, даровавшей титул лорда, а заодно – дефис в фамилии в 1999-м).
Но важнее всех титулов, конечно, они – мюзиклы. Музыка, костюмы, декорации, яркая история. Ллойд Уэббер знает как никто другой: мюзиклы – синоним праздника.
От котиков к "Кошкам"
Будущий композитор был "обречен" на музыку, которой жила вся семья. Отец Ллойда Уэббера был профессором в Королевском музыкальном колледже, мать давала уроки игры на фортепиано и скрипке. Надо ли говорить, что в доме без конца звучала музыка, а будущий создатель "Кошек" и "Призрака оперы" начал играть на инструментах в три года, а сочинять музыку – около шести.
Даже домашние питомцы, кошки, носили звучные имена Сергей и Дмитрий – в честь Прокофьева и Шостаковича, любимых композиторов семьи.
Можно очертить и круг музыкальных пристрастий самого Ллойда Уэббера: Бетховен, Пуччини, Прокофьев, Верди... Впрочем, не классикой единой - а иначе как уже в первом успешном произведении "Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов" публика услышала намек на кантри и французский шансон с лирическими балладами, а фараон на сцене выглядел и двигался так, словно был знаком с Элвисом Пресли?
"Я помню, как папа однажды принес домой пластинку Shadows и назвал их тогда лучшим британским квартетом, - рассказывал композитор в одном из интервью. - Отец выбрал академическую музыку, но я знаю, что в глубине души он мечтал о работе в театре и кино, просто не обладал нужным складом характера для того, чтобы справляться с трудностями шоу-бизнеса".
Памяти отца Ллойд-Уэббер посвятил одно из немногих классических произведений - "Реквием", созданный в 1986-м и заслуживший "Грэмми" - как доказательство таланта в музыке академической, а не только в "легком" жанре, с которым у композитора, в отличие от отца, все тоже сложилось как нельзя лучше.
Время рок-оперы
Первым успехом стал тот самый "Иосиф и его удивительный разноцветный плащ снов" (сначала произведение собирались назвать не менее прекрасно – "Как не напрягаясь преуспеть в Египте"), созданный в дуэте с молодым либреттистом Тимом Райсом. Плодом их дружбы, которая началась, когда первому было 17, второму – 21, позже станет еще другая громкая постановка, история про привлекательную и опасную Эву Перрон, жену диктатора. "Эвита", по которой в 1996-м снимут фильм с Мадонной в главной роли.
За "Иосифа..." пара взялась по просьбе школы написать кантату к выпускному вечеру, и сочинение оказалось столь прекрасно, что обернулось сначала представлением в Концертном зале Вестминстера и выступлением в соборе Святого Павла, потом - пластинкой из 14-ти номеров и, наконец, профессиональной постановкой, впервые показанной в Эдинбурге.
А потом пришло время рок-оперы "Иисус Христос – Суперзвезда", знаменитого спектакля, который тоже был превращен в фильм. С той же идеей рассказать о библейских историях как-то посовременнее и повеселее, с тем же рок-н-ролльным настроением, растворенном в воздухе 1960-х, компания подошла к истории об Иисусе Христе и Иуде, который стал фактически главным героем. В интерпретации авторов, Иуда - не просто убийца, а человек, осознающий назначенную свыше роль "орудия", "проклятого на все времена".
"В Библии нет никаких объяснений тому, почему Иуда совершает предательство, кроме того, что он – воплощение зла, - объяснял Тим Райс. - Мне казалось, что это не совсем так".
Постановка стала не локальным успехом, а международной сенсацией, хотя, конечно, не обошлась без споров и возмущений со стороны религиозных общин, добравшись до Бродвея.
Масла в огонь подлили и слухи о том, что Христа в мюзикле сыграет Джон Леннон. Мысль назначить на роль человека, вызвавшего бурю негодования фразой о том, что Битлз стали популярнее Христа, наверняка добавила бы не только голосов к хору возмущенных, но и очков продюсерам. Но попавший под чары Йоко Оно музыкант соглашался только при условии, что Марию Магдалину сыграет его супруга. На это создатели пойти не могли, и отдали роль вокалисту Deep Purple Иэну Гиллану.
Мюзикл как роскошь
Ллойд Уэббер, конечно, не был первым – на Бродвее и Вест-Энде он появился, когда над ними уже звучали "Хелло Долли" и "Звуки музыки". Первая рок-опера, "Волосы", появилась на Манхэттене несколькими годами раньше, в 1967-м. А в том же 1971-м, кстати, в Нью-Йорке поставили еще одну "религиозную" рок-оперу - идея "осовременить" Иисуса Христа пришлась по вкусу Стивену Шварцу, и тот надел на Спасителя футболку с буквой S (читай Superhero) и окружил его апостолами – хиппи.
Но его произведения соревновались только сами с собой: "Кошки", история по мотивам сборника детских стихов Томаса Элиота - самая долгоиграющая постановка, в которую поначалу никто особо не верил, продержалась 18 лет на Бродвее и 20 – в Лондоне. Наполненный тревожным органом "Призрак оперы" на основе романа Гастона Леру о молодой певице, которой одержим таинственный музыкальный гений – самое прибыльное предприятие в мире, принесшее авторам два миллиарда и оставившее позади и рекордные по сборам гастрольные туры The Rolling Stones, и "Титаник" с "Аватаром" и "Звездными войнами".
Найдя нового продюсера и единомышленника - Камерона Макинтоша, он открыл эпоху новых масштабных проектов - дорогостоящих шоу с яркими эффектами и запоминающимися номерами вроде падающей с потолка люстры в "Призраке Оперы" или актеров, исполняющих все номера на роликах – речь идет о "Звездном экспрессе", рок-мюзикле про игрушечные поезда, которые соревнуются за звание самой быстрой машины.
За долгую карьеру случались и неудачи: так, созданный в 1970-е "Дживс" был не очень тепло принят публикой (счастливее оказалась переработанная постановка "По мотивам Дживса" 1996-го года), а мюзикл "Любовь не умрет никогда" собрал довольно противоречивые отзывы. Но Уэббер не из тех, кто оглядывается назад: год спустя он уже готовился к премьере "Волшебника страны Оз".
В круге его интересов - и освоение "новых территорий" (композитор лично следит за тем, как и кто ставит его произведения по всему миру), и участие в телевизионных шоу, и кастинги, и, само собой, работа собственной продюсерской "империи".
Последняя задумка Уэббера – мюзикл о "деле Профьюмо", гремевшем полвека назад шпионском скандале с участием сотрудника советского посольства Евгения Иванова, про который композитор слышал, когда был ребенком.
"Я люблю работать в команде, - говорит он о работе в мюзиклах. - Это общее приключение для всех – тех, кто занимается кастингами, режиссеров, костюмеров, осветителей, хореографов. Что-то одно может пойти не так – и тогда большая работа пойдет прахом".
Но ведь это не про Ллойда Уэббера, правда? Его шоу должно продолжаться.
Подготовила Тамара Бараненкова