МОСКВА, 22 мар – РИА Новости, Инна Финочка. Принимать ли помощь от “нерукопожатных” людей, допустим ли коммерческий пиар на благотворительности, и как добиться всемирной поддержки идеи, в которую поначалу веришь только ты? Эти вопросы стали главными в дискуссии на тему “Может ли один человек изменить мир?” в проекте Центра документального кино и РИА Новости “Открытый показ”. Гости обсуждали документальный фильм “День, когда наступил мир” с участием Джуда Лоу, Анжелины Джоли и Майкла Дугласа.
Один в поле – воин
Британский актер и режиссер Джереми Гилли снимал свой фильм больше десяти лет. Эта картина – доказательство, что в силах обычного человека изменить мир, даже когда события мирового масштаба противостоят ему. Так в день, когда генеральный секретарь ООН Кофи Аннан должен был объявить 21 сентября Международным днем мира, в Америке произошел крупнейший в ее истории теракт – 9/11, и учреждение Дня мира пришлось отложить на два года. Но уже через несколько лет работа Гилли, которого поддержали такие звезды, как Анджелина Джоли, Майкл Дуглас и Энни Леннокс, привела к тому, что День мира действительно стал международным: в Афганистане, куда вместе с Гилли отправился его друг Джуд Лоу, талибы прекратили огонь и пропустили врачей к жителям отдаленных районов, в голодающем Судане с вертолета было сброшено 16 тонн продовольствия, а в Сомали раздали москитные сетки, спасающие от малярии.
“В прошлом году об этом дне знали 280 миллионов человек, а в этом году мы уже видим, что эта цифра выросла в три раза. К 2016 году об этом дне будут знать уже 3 миллиарда – под аплодисменты зала сказал Джереми Гилли. – Самое потрясающее и вдохновляющее в этом то, что 4 % процента от 280 миллионов человек вели себя в этот день более мирно”.
Злость и восхищение
Как только прошли финальные титры, зал устроил режиссеру Дежереми Гилли, который специально приехал в Москву представить свой фильм, стоячую овацию, а фотограф и основатель волонтерского движения “Нужна помощь.ру” Митя Алешковский взял инициативу в свои руки и начал дискуссию, опередив ведущую Катерину Гордееву: “Меня трясет от злости! Почему генеральный секретарь ООН в первый год, когда это программа была выдвинута, не пошел и не начал пробивать ее во всех возможных фирмах, от Coca Cola до Puma? Меня трясет от злости, потому что я вспоминаю, я был в Сомали, я был на Гаити, я вспоминаю ооновцев, которые ездят на машинах за 100 тысяч долларов, жрут стейки в своих ужасающих, огороженных бункерах , которые они называют базами, но вместо того, чтобы сделать шаг навстречу таким людям, как вы, они… Но вообще, конечно, я вами восхищаюсь”.
“Я абсолютно на стороне Джереми, несмотря на то, что у меня дорогая машина, и я ем стейки. При этом спокойствие и уверенность, с которой он многие годы продолжает работать, мне очень импонируют”, – заметила телеведущая и попечитель благотворительного фонда “Созидание” Татьяна Лазарева.
Гнев Алешковского поддержали и в зале. “А меня, например, бесит, что 13 лет человек борется, а мы об этом слышим впервые”, – сказала одна из зрительниц. Катерина Гордеева напомнила Гилли о том, что предупреждала его, что у русских своя позиция насчет того, как должны чиновники помогать волонтерам.
Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк признал, что политики очень осторожны в подобных вопросах: в миротворческих миссиях им важно видеть, что кому-то удалось осуществить задуманное. Джереми Гилли ответил, что для него скепсис собеседника – только начало пути: “Мне нравится, когда мне говорят “нет”: там и начинается работа. Каждое “нет” можно развернуть в “да”. Железняк сказал, что готов обеспечить поддержку Дня мира в России, а фильм Гилли необходимо показать по центральному телевидению. Татьяна Лазарева тут же обратилась к режиссеру: “Джереми, чтобы о вашем фильме узнали, предлагаю обратиться к Константину Львовичу, Олегу Борисовичу и Владимиру Михайловичу. Нашему телевидению пора почистить карму”.
О том, что фильм не оставляет равнодушным и вдохновляет на добрые поступки, говорил каждый зритель, подходивший к микрофону после показа. Один из них, второклассник московской школы, спросил, как стать волонтером. Ответ был получен немедленно: Гилли тут же уполномочил его стать послом Дня мира в собственной школе и разрешил показать там фильм. А глава фонда помощи хосписам “Вера” Нюта Федермессер предложила пригласить в школу волонтеров, чтобы они рассказали, как помогать одноклассникам, у которых дома кто-то тяжело болен. Митя Алешковский призвал отметить День мира в Грузии, Абхазии и Осетии, чтобы 50 000 человек, находящихся в статусе беженцев в Грузии после военных действий 2008 года, смогли в этот день посетить могилы своих предков, а депутат Железняк пообещал этому содействовать.
“Брендирование” добра
Нюта Федермессер назвала фильм Гилли практическим руководством как делать добрые дела, заметив, что российское хосписное движение прошло те же этапы: от идеи, которую нужно сначала обсудить с близкими, чтобы проверить, не слишком ли она безумна, до практической реализации. Когда появляется официальная поддержка, будь то резолюция ООН или принятие законопроекта, любое начинание сталкивается с необходимостью рекламы и материальной поддержки. Так Гилли обратился к голливудским звездам. “Если хочется добиться цели, нужна своя Анжелина Джоли. 20 лет назад для фонда “Вера” ею стал Анатолий Чубайс”, – раскрыла Федермессер имя своего первого высокопоставленного сторонника. Отметила она, что Гилли помогла и корпорация Coca Cola. Гости отнеслись к этому по-разному: по мнению, депутата Железняка, коммерческие компании не имеют морального права “пиариться” на благотворительных акциях. Катерина Гордеева пояснила Гилли, что, по мнению многих в России, добро должно “твориться под покровом ночи, чтобы никто не узнал, что ты добрый”, хотя не все моральные рубежи можно переступить. Нельзя, к примеру, помощь детям “брендировать” логотипом пивной или табачной компании. На что Митя Алешковский заметил, что российское законодательство запрещает подобным коммерческим структурам помогать детям даже анонимно. Депутат Железняк возразил, что все возможно, и с точки зрения бухгалтерии никаких проблем нет, если компания готова отказаться от упоминания собственного названия.
Прошлое благотворителя не имеет значения
Взволновал участников дискуссии и вопрос о переговорах с “нерукопожатными” людьми. Несколько раз в разной форме Гилли задавали вопрос о том, есть ли место принципам, когда речь заходит о благотворительности, и всякий раз режиссер и миротворец, будучи хорошим оратором, уходил от ответа, говоря о важности участия каждого – от простой домохозяйки до президента. По мнению Гилли, не имеет значения, что делал человек в прошлом, если сейчас он готов совершить доброе дело.
Но Федермессер продолжала настаивать: “Нам важно услышать ответ на этот вопрос одним словом, без агитации: есть ли такие люди, с которыми вы не сядете за стол переговоров?”
– Нет, – наконец ответил Гилли.
– Мне кажется, это очень-очень важно: нет таких людей, с которыми нельзя есть за стол переговоров для достижения хорошей цели, – гораздо решительнее британского гостя резюмировала Федермессер.