ТОМСК, 22 мар — РИА Новости, Анастасия Селянина. Появление большого числа супермаркетов в разных районах Томска и области, предлагающих покупателям более низкие цены и богатый ассортимент, создает серьезную конкуренцию магазинам шаговой доступности, считают эксперты. Федеральные и местные сетевые компании в 2012 году открыли в Томске около 50 супермаркетов, а в 2013 году откроют в 1,5 раза больше.
Как рассказал РИА Новости глава областного департамента потребительского рынка Константин Чубенко, новые супермаркеты активно переманивают покупателей, и эта тенденция наиболее заметна в районах области. В целом же число торговых точек в настоящее время растет у всех без исключения торговых сетей, как федеральных ("Мария-Ра", "Холидей", "Поляна", "Быстроном"), так и местных ("Лама", "Радуга вкуса", "Ярче", "Мясной ряд").
"Не знаю, зло это или добро. С одной стороны, получаем современный магазин современного формата как минимум в райцентре, с весьма широким ассортиментом, с привлекательной ценой. Цены в сетевом магазине априори ниже, чем в магазине индивидуального предпринимателя (ИП). Но зачастую получаем отрицательный эффект в виде сокращения вариантов деятельности ИП", — сказал Чубенко.
Он отметил, что из-за увеличения числа сетей владельцы небольших магазинов меняют формат, преобразовываясь в специализированные магазины по продаже узкого сегмента товаров, например, чая или кофе.
Федеральные игроки
Как отмечают сами сетевики, в настоящее время больше всех расширяется барнаульская сеть "Мария-Ра". Самое активное развитие сети пришлось на 2011 и 2012 годы, еще больше новых магазинов компания намерена открыть в 2013 году.
"В Томской области на сегодня 44 действующих магазина, из них 14 открылось в прошлом году. Мы на этот год планируем открыть 35 магазинов по Томской области, два уже открыли, осталось 33 открыть", — рассказал РИА Новости руководитель томского филиала "Мария-Ра" Данил Васюков.
Продолжит наращивать присутствие кемеровская сеть "Поляна", у которой в области 20 магазинов, из них 14 — в областном центре. По словам представителя сети Татьяны Водяевой, два новых супермаркета компания открыла в 2012 году, еще около трех планирует открыть в 2013-м. Торговые площади "Поляна" арендует.
Новосибирский "Быстроном" в 2012 году открыл крупный супермаркет на проспекте Фрунзе в Томске. Число магазинов сети в Томске и Северске достигло 11-ти, все, кроме одного, являются гипермаркетами.
"На 2013 год порядка трех магазинов минимум, будут и небольшие, и крупные. Первым откроется магазин, которых уехал с "Томских товаров"… У нас есть помещения и в собственности, и в аренде, но больше в аренде", — рассказала управляющая томского филиала сети Юлия Тимошенко.
Еще одна мультиформатная сеть "Холидей" (Новосибирск) владеет десятком крупных супермаркетов и двумя гипермаркетами в Томске. Летом 2013 года компания планирует начать строительство третьего — на Центральном рынке.
Томские сети
На 2014 год компания наметила открытие самого крупного своего проекта — торгового центра "Изумрудный город" на Комсомольском проспекте общей площадью 42 тысячи квадратных метров, из которых около семи тысяч будет отдано под гипермаркет.
С 2008 года в Томске начала развиваться сеть "Радуга вкуса", число магазинов уже достигло 14-ти, пять из них открылись в 2012 году. Компания развивает сети на арендованных площадях. По словам руководителя сети Максима Хайкиса, в планах на 2013 год — открытие еще около 10 торговых точек. В ближайшее время — магазин на улице Карла Маркса, затем в районе Центрального рынка и на улице Говорова, в переулке Смоленском. Идти в районы области сеть пока не планирует.
"Мы все готовимся к входу федеральных сетей на томский рынок… Все активизировались. Все конкуренты смотрят друг на друга, видят активность и начинают соответствующие меры принимать. Мы пытаемся занять места, потому что Томск город перспективный, у нас высокий уровень доходов", — отметил Хайкис.
Как сообщил РИА Новости руководитель крупного пищевого холдинга "КДВ групп" Денис Штенгелов, в 2012 году в Томске компания начала развивать сеть магазинов шаговой доступности "Ярче", для чего приобрела недвижимость и земельные участки в 25 точках города.
"У нас работает 16 магазинов в Томске, на улице Лыткина магазин — в студенческом городке, на проспекте Мира, на улице Ленской, два магазина на Сибирской, на Лебедева, где бывший магазин "Подарки" (на проспекте Ленина)…. Остальные магазины откроются в этом году", — сказал Штенгелов.
Качество и удобство
По словам Чубенко, в настоящее время обеспеченность Томска торговыми объектами уже вдвое превышает минимальные показатели и практически приблизилась к европейским показателям.
"Минимальная обеспеченность — около 460 квадратных метров торговых площадей на тысячу жителей, из них около 40% — продовольственная группа товаров. По Томску обеспеченность около 900 квадратных метров, мы точно выше минимального норматива. Если сравнивать с европейскими нормативами, где обеспеченность более одной тысячи "квадратов", то мы очень близки к европейскому показателю", — рассказал Чубенко.
По его словам, помимо увеличения числа торговых точек, в ближайшие годы сетевикам предстоит поработать над качеством обслуживания и расширением количества услуг.
"Нужно совершенствовать качество обслуживания и работать над удобством магазинов. Та же доступность — для лиц с ограниченными возможностями, для молодых мам, чтобы с коляской можно было зайти. Развивать дополнительные услуги, чтобы можно было что-то нарезать, упаковать, возможность заказать продукты через интернет, чтобы не стоять у кассы", — считает Чубенко.