Рейтинг@Mail.ru
Оживляющие неживое. Театр, где можно не стесняться безумных фантазий - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Оживляющие неживое. Театр, где можно не стесняться безумных фантазий

© Фото : Алексей ДворкинФестиваль кукольных театров
Фестиваль кукольных театров
Читать ria.ru в
Дзен
Древние и очень странные взаимоотношения человека и куклы приводят к поразительным результатам, рассказывает Наталья Афанасьева.

Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.

То, что в начале 2000-х иранский режиссер-кукольник Дживада Золфагарихо предложил выделить день 21 марта в календаре как Международный день театра кукол, говорит о том, что сегодня это искусство переживает ренессанс, первые признаки которого мы наблюдаем и в России.

Неслучайно 21 марта – день весеннего равноденствия. "Пусть в этот день играют кукольные спектакли, проводят дискуссии, устраивают встречи, пусть объединяются все профессионалы и любители одного из древнейших видов искусства! Пусть все вокруг станут участниками нашего праздника! Пусть все окажутся в театре кукол!". Похоже на карнавал или масленицу.

Кукольный театр – не только древнейшее, но и самое интернациональное и самое демократичное из искусств. Театр, соединяющий в себе многое.

То ли люди, то ли маски

"Некоторые исследователи, полагают, что кукольный театр древнее драматического. Это теория не общепризнанна, но аргументы приводятся серьезные: религиозные мистерии, из которых вышел весь театр, начинались с кукол, куклы там играли главную роль, – рассказывает Владимир Шеховцев, главный редактор журнала "Театр Чудес".

Отсюда такое невообразимое разнообразие форм: марионетки, Петрушка, театр на воде, театр теней, маски, вертепы, перчатки, трости, "черный кабинет" – все это кукольный театр.

"Не во всех странах есть драматический театр, – продолжает Шеховцев, – но кукольные традиции есть везде. Это очень интернациональный вид искусства".

При Театре кукол им С.В.Образцова есть музей, которому в прошлом году исполнилось 75 лет, и его директор Гордей Салтыков тоже считает, что кукольный театр – это особый вид искусства, который невозможно сравнить с ни с драматическим, ни с оперным, ни любым другим. Причина этому кроется в древних и очень странных взаимоотношениях человека и куклы.

"Кукла лежит – она не живая, но когда ее берет в руки кукловод, она оживает. Человек надевает маску – это уже не он, а кто-то другой, или что-то другое. Познание непонятного, оживление неживого – это то, что занимает человека на протяжении всего его существования. И это происходит через куклу".

Сергей Образцов, который в XX веке был одним из главных кукольников в мире и во многом определил направления современного театра, тщательно и скрупулезно изучал кукол разных стран, веков и традиций. И пришел к выводу, что через куклу можно сказать зрителю нечто такое, что не под силу передать даже самому талантливому "живому" актеру.

Потому что кукла – это некое связующее звено с иным, высшим миром.

"Кукла позволяет отстраниться от бренного, телесного, капризного, изменчивого. Если кукла сделана хорошим художником, она, в отличие от человека, сохраняется неизменной, на нее не влияют дуновения современности", – говорит Владимир Шеховцев.

И при этом кукольный театр дает возможность для воплощения самых смелых и авангардных идей, открыт для новых технологий и экспериментов – и формальных, и содержательных.

Спалить и затопить

В московском театре "Тень" периодически гастролирует "Лиликанский Большой Королевский Академический Народный Театр драмы, оперы и балета". Его продюсеры Майя Краснопольская и Илья Эпельбаум придумали такой театр, на сцене которого возможно любое, самое безумное сценическое и сюжетное решение (он небольшой, зрителей там умещается не больше пяти, да и то они вынуждены подглядывать в окна, но шикарный, с красивыми люстрами и настоящим оркестром). И предложили великим режиссерам не стесняться в своих фантазиях.

Так Анатолий Васильев поставил на сцене Лиликанского театра пьесу, в финале которой сжигались дорогие декорации. Такого, конечно, не может позволить себе ни одни другой театр. А Тонино Гуэрро придумал затопить зрительный зал.

Николай Цискаридзе поставил в Лиликанском театре балет "Смерть Полифема". На сцене Большого история великана выглядела бы нелепо, а в исполнении крошечных марионеток и ступней танцовщика античная драма выглядит очень гармонично.

При этом куклы помогают передать зрителю и всякие завуалированные контексты. Например, для Николая Цискаридзе, привыкшего к иным пространствам, спектакль на лиликанской сцене, куда с трудом умещаются его пятки, – возможность тонко поиронизировать над пафосом большого балета.

Как и анимация, кукольный театр всегда был площадкой для того, чтобы сказать что-нибудь "лишнее". То, что в других жанрах воспринималось бы как крамола, здесь проходило (с куклы что взять). Вспомним хотя бы легендарные сатирические спектакли Сергея Образцова.

"Сейчас кукольный театр в меньшей мере лидирует в области свободы высказывания – просто потому, что в драматическом театре сегодня позволено абсолютно все. Но художественно кукольный театр бывает гораздо более емким, объемным и содержательным. Не разменивается на наивную и дешевую эпатажность", – замечает главный редактор журнала "Театр Чудес" Владимир Шеховцев.

Театр формы и тактильных ощущений

В Московском театре кукол на Бауманской, который буквально год назад начал стремительно обновляться, сейчас репетируют первый в истории мирового театра спектакль для слепых зрителей. Премьера ожидается в апреле.

"Хотя в спектакле участвуют куклы, это не кукольный спектакль. Правильнее было бы назвать "Майскую ночь" новым видом театра. Здесь используется абсолютно иной подход к аудитории, с которой театр еще никогда не работал", – рассказывает директор по художественный части театра Вячеслав Игнатов, кстати, тоже поставивший когда-то на сцене Лиликанского театра свой спектакль ("Эпос о Лиликане").

Спектакль "Майская ночь" основан не на зрительных, а на тактильных и вкусовых ощущениях, художественные образы здесь создаются с помощью запахов и звуков, игры воображения. Это своего рода 4-D спектакль.

Однако эти неожиданные театральные метаморфозы оказались возможны именно на сцене кукольного театра. "Потому что театр кукол по сути своей – театр формы. И дает огромные возможности для новых формальных ходов", – говорит Игнатов.

Автор спектакля для слепых Каролина Зерните из Латвии до этого режиссерского эксперимента была актрисой кукольного театра. Она считает, что кукловод должен сочетать в себе сразу несколько талантов и профессий – быть драматическим актером и художником, режиссером и драматургом, понимать музыку и танец.

"Актер кукольного театра должен раскрыть, разгадать куклу и одухотворить ее. Индивидуальность кукольника всегда накладывает печать на роль", – говорит Владимир Шеховцев.

Каждая кукла рождается в тесном сотворчестве всех участников спектакля – начиная от драматурга, художника, режиссера и заканчивая актером. Кукла – дитя всех муз.

И в то же время куклой может быть все, что угодно: было полено – стал мальчишка.

"Любой предмет в кукольном театре может ожить и зажить своей жизнью. Если взглянуть на экспозицию нашего музея, в этом можно легко убедиться, – говорит директор музея Театра кукол им С.В. Образцова. – Вот кукла-корзина, вот человечек из консервных банок. А это с виду просто палка с перышками, присмотришься – птица, а в руках опытного актера она становится живой".

"Кукольный театр обладает великолепной способностью любых трансформаций, – соглашается Владимир Шеховцев. – И вообще театр кукол без чудес не бывает".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала