Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.
Интрига с налогом на вклады в кипрских банках, похоже, выруливает к развязке, но вопросов все больше.
Относительно изъятия части денег с депозитов, которые находятся в банках Кипра, нет и, видимо, не может быть сбалансированной точки зрения. Мнения разделились: кто-то считает, что богатые россияне, которые уводят капиталы, получат по заслугам, кто-то – что отечественному бизнесу будет нанесен огромный ущерб.
К чему приведет изъятие 10 процентов кипрских вкладов >>
До сих пор остается неясным, когда и в каком виде парламент Кипра примет законопроект о вкладах. А уж из этого вытекают и другие серьезные вопросы. Кто расплатится за проблемы островного государства? Насколько сильно пострадают российские вкладчики? Вернутся ли отечественные капиталы на родину? А если не вернутся, то куда потекут?
Будет другой вариант налогов?
В понедельник поздно вечером президент республики Никос Анастасиадис сообщил в Брюссель, что предложенный единовременный сбор (6,75% на вклады до 100 тыс евро и 9,9% – на все остальные) на депозиты не набрал достаточно голосов для поддержки предложения.
"Когда я вас предупреждал, что в парламенте нет большинства, которое одобрит соглашение, вы меня не слушали. Передайте привет госпоже Меркель", – цитирует президента греческий телеканал Mega.
Впрочем, германские официальные лица во вторник начали открещиваться от того, что именно ФРГ была инициатором решения "кредит взамен на налог с депозитов". Видимо, резонанс, который получило предложение, немного убавил решительности европейских политиков.
По информации кипрских СМИ, которые ссылаются на источники в Еврокомиссии, вместо первого варианта может быть предложен другой: депозиты до 100 тыс евро освободить от налога, но зато более крупные обложить повышенной ставкой – до 15,6%.
Фактически это означает, что кипрские и британские вкладчики останутся при своих, зато значительно увеличится "благотворительная" нагрузка на российских держателей депозитов.
Кто у нас тут самый богатый? Русские?
Не зря германские политики пошли на попятный. Условие о 10-процентном налоге на депозиты взамен кредита, которое выдвинула Еврогруппа, вызвало не только массовые протесты среди киприотов, но и негодование в Великобритании, тоже члена ЕС.
Дело в том, что на Кипре не только служат 3000 гражданских и военных граждан королевства, но и проживает около 60 тыс экспатов. В общей сложности, на их счетах в местных банках находится 1,7 млрд фунтов (около 2 млрд евро).
И британцы не очень поняли, почему под давлением Германии за проблемы Кипра расплачиваться должны они. С разгромной статьей, историями проживающих на Кипре британцев, а также с вопросами к Еврогруппе выступила, к примеру, вторая по тиражу газета страны Daily Mail.
Такого напряжения внутри ЕС европейским властям явно не нужно. Вероятно, именно поэтому родился компромиссный вариант, который практически защитит британских и кипрских вкладчиков от налога.
Судите сами: самый элементарный, пусть и не очень корректный расчет (если поделить сумму вкладов британцев на их количество), показывает, что в среднем на представителя Соединенного королевства приходится чуть более 30 тыс евро. У большинства киприотов на депозитах и вовсе лежит меньше 25 тыс евро.
Поэтому президент республики изначально в переговорах с Брюсселем упирал на то, что вклады менее этой суммы должны быть освобождены от налога вовсе или облагаться пониженной ставкой в 3%.
А вот российские граждане и компании не только лидируют по сумме депозитов, но и общему количеству средств, которые держат в кредитных организациях Кипра.
Если брать за основу оценку Moody's в 35 млрд евро (с учетом счетов, которые "дочки" российских компаний и банков открывают как резиденты), то россияне заплатят 5,5 млрд евро, то фактически станут главным спонсором спасения острова, которому не хватает для латания дыр 6-7 млрд евро.
Кипр получит миллиарды, которые могли бы работать в России?
Конечно, для обычного человека миллиарды евро – сумма запредельная. Но, не сомневается старший аналитик УК "Риком-Траст" Владислав Жуковский, для тех россиян, которые выводили средства на Кипр и через эту офшорную зону, это потери, укладывающиеся в статистическую погрешность.
Ведь на Кипр уводились деньги по офшорным схемам (а это и оптимизация налогов, и занижение экспортных контрактов), что уже само по себе вызывает вопросы к их происхождению.
По оценкам аналитика на основе платежного баланса Банка России, в 2000-2012 годах из нашей страны было вывезено свыше $401,4 млрд. Этой огромной суммы вполне хватило бы, чтобы в 2 раза увеличить расходы федерального бюджета. На те же обделенные образование и культуру, к примеру.
"Если учесть манипуляции с ценами на экспортируемые и импортируемые товары и услуги, а также фиктивные операции на финансовом рынке, то реальные масштабы незаконного вывоза капитала со стороны российских крупных бизнесменов и коррупционеров в 2-2,5 раза превышают приведенные оценки, – утверждает Владислав Жуковский. – В таком случае, по экспертным оценкам, только за последние 12 лет из России было вывезено примерно $1-1,3 трлн".
По мнению Жуковского, в этой связи, у крупных вкладчиков кипрских банков вызывают печаль не деньги, которые придется уплатить за спасение Кипра, сколько факт, что руководство Еврозоны увязывает выделение кредита острову с фактической попыткой сделать банковскую деятельность более прозрачной.
Понятное дело, что привычная офшорная зона перестает быть надежным местом для хранения и транзита капиталов.
Куда же перетекут деньги с Кипра?
В последние годы с подачи Соединенных Штатов, которые очень не любят, когда их граждане не доплачивают в казну налоги, идет наступление на офшоры, банковскую тайну. США, кстати, много и вполне успешно судится со швейцарскими кредитными организациями, требуя открыть информацию о счетах американцев.
Да и Россия имеет соглашения об избежании двойного налогообложения практически со всеми крупнейшими странами (в январе этого года президент Путин подписал такое соглашение с Люксембургом, который привлекает внимание капиталов, стремящихся к покою). Эти документы предполагают взаимный обмен информацией.
Поэтому каким бы рискованным и опасным ни казалось пребывание на Кипре в последний год, большого пространства для маневра нет.
"Действительно, учитывая существование новых практик и правил, такие страны как Люксембург, например, уже не выглядят столь привлекательными для российского бизнеса, – говорит начальник аналитического управления Национального рейтингового агентства Карина Артемьева. – Но решения о переносе финансовой активности могут быть приняты. Российских клиентов может привлечь Латвия (туда за год россияне перевели порядка $2 млрд), Великобритания или более географически удаленный Сингапур".
А Владислав Жуковский полагает, что в ближайшее время мы увидим масштабный исход крупных отечественных компаний и банков из Кипра в другие офшорные юрисдикции – британские Виргинские о-ва, о-в Джерси, Гибралтар и т.д.
"Возможен и сценарий легализации ресурсов в России на определенных условиях, – размышляет Артемьева. – Например, если российское государство пообещает компенсационную поддержку".
Вернутся ли блудные капиталы в Россию?
"Я оделся в черный костюм. Это день траура по республике Кипр, по Еврозоне, по частной собственности, по Шенгенской зоне, по Евросоюзу. Мы об этом предупреждали много раз. Никакого злорадства не испытываем, потому что там в основном наши вкладчики, и это деньги нашей страны, как бы они их здесь ни заработали", – с таким, как всегда ярким, заявлением во вторник выступил руководитель ЛДПР Владимир Жириновский.
Помимо защиты вкладчиков он еще и призвал провести полную амнистию капиталов, гарантировать стопроцентную тайну банковских вкладов – возможно, даже с внесением соответствующих поправок в Конституцию.
Если честно, то даже теоретически трудно представить, что все сбежавшие капиталы клюнут на амнистию и вернутся. Ведь как напоминает аналитик Жуковский, 95% крупной российской собственности зарегистрировано за рубежом в "налоговых гаванях" (оценка Госдумы), а 9 из 10 сделок с крупной собственностью осуществляется за пределами России (оценка президента Владимира Путина).
Если выбрать пристанищем родину, то бизнесмены должны будут полностью перейти на белые схемы, что сомнительно.
Одно дело, когда Владимир Жириновский делает громкие заявления на животрепещущие темы, а другое дело – законодательная практика. Так, к примеру, на рассмотрении Госдумы находится пакет проектов, которые значительно расширяют возможности фискальных и правоохранительных органов по доступу к информации о счетах частных лиц. Поэтому, может, и хотелось бы назад, да нет достаточной мотивации.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции