МОСКВА, 15 мар, — РИА Новости, Дмитрий Виноградов.
Утро пятницы в одном из микрорайонов Митино началось уже почти привычно: рабочие приехали пилить заграждение у парковки, а жители вышли защищать заветные столбики. Столбики — единственное, что позволяет реализовать право каждого из них занимать определенное место на парковке, в обустройство которой они вложили немалые деньги.
Два года назад жители Митино поддались на уговоры чиновников организовать за свой счет экопарковки — парковочные места, покрытые газонными решетками, где в теплое время года растет трава. Теперь выяснилось, что прав на эти места жители не имеют.
"Не дадим пилить!"
Несколько дней подряд на улице Генерала Белобородова в 8-ом микрорайоне столичного района Митино повторяется одна и та же картина. Утром, когда большинство жителей уже уехало на работу, к длинной парковке, тянущейся через весь микрорайон, подъезжает грузовичок и несколько легковых машин.
"О, приехали!" — реагирует один из прохожих и начинает обзванивать соседей. Те уже готовы: накануне работники из ГУ ИС "Митино" (государственное учреждение "Инженерная служба Митино") предупредили их, что утром приедут "пилить".
Работники выгружают генератор и инструменты, чтобы спиливать ограждение вдоль парковки. Возле бригады собирается толпа местных жителей. "На каком основании? Не дадим пилить!" — кричат они. Начинается гвалт, полиция уже здесь, но не вмешивается. "Мы разгонять никого не будем", — говорит участковый рабочим.
Экологично, надежно и практично
Управа активно уговаривала жильцов поучаствовать в проекте. В местных ДЕЗах до сих пор висят объявления с телефонами, по которым можно проконсультироваться с чиновниками о создании экопарковки. Жильцы создавали инициативные группы и выбирали подрядчика — из числа тех, кого им советовали в управе. В частности, экопарковку на улице Генерала Белобородова строило ООО "Канвас".
Одно парковочное место обходилось от 40 тысяч рублей в начале проекта до 60 тысяч рублей ближе к окончанию. Какова была себестоимость обустройства экопарковок, в ООО "Канвас" рассказать отказались. А на вопрос, почему управа посоветовала жильцам именно эту фирму, посоветовали "спросить в управе".
Без права пользования
Люди заключали с подрядчиком договор, где говорится, что жильцы оплачивают работу по устройству машиноместа — вывоз грунта, установка основания и бортового камня, "установка устройства для закрытия машиноместа" и обустройство газона. "Право пользования машиноместом… возникает у заказчика только после 100% оплаты по договору и подписания сторонами акта". Срок действия этого "права пользования" не оговаривался.
"Вы что, думали, что за 40 тысяч вы пожизненно будете пользоваться парковочным местом?— смеется теперь руководитель ГУ ИС "Митино" Виталий Чаликов. — Два года пользовались и хватит".
"Протестанты" трясут перед Чаликовым и его работниками пачками документов. На плане микрорайона, куда были внесены экопарковки (копии есть в распоряжении РИА Новости) — подписи представителей управы, а также представителя ГУ ИС Митино. Той самой, которая теперь спиливает столбики.
Вскоре после постройки экопарковки ее осмотрели специалисты управы. "Работы выполнены в соответствии с распоряжением правительства Москвы от 8.12.2009 и распоряжением префекта", — говорится в акте, который подписал в том числе и главный инспектор АТИ по округу.
Глава управы Сергей Пушкарев пояснил РИА Новости, что управа действовала в рамках распоряжения префекта № 3814 от 3 декабря 2009 года "О практике работы управы района Митино по организации парковок автотранспорта на внутридворовых территориях". По словам главы управы, всего в районе было создано 850 экопарковок, а местные жители потратили на них 35 миллионов 700 тысяч рублей.
Битва за место на траве
Два года жители Митино спокойно пользовались парковкой. Однако в ноябре прошлого года концепция изменилась.
Сначала административно-техническая инспекция (АТИ) по СЗАО вынесла предписание снести столбики. АТИ направила в ГУ ИС района — ту самую, которая раньше утверждала парковки — предписание столбики снести. "Мы получили жалобы от других автомобилистов, что столбики мешают движению", — говорится в предписании АТИ. В частных беседах в инспекции поясняют: столбиками возмущаются те из автовладельцев, кто в свое время не принял участие в проекте и не воспользовался возможностью относительно недорого получить собственное парковочное место.
Такие же распоряжения управа получила и относительно других экопарковок района. Во многих из них ограждения были срезаны.
Свое слово сказала и прокуратура. Там считают: незаконно огораживать часть общественной территории и использовать ее как свою собственную. Прокуратура также вынесла предписание управе снести столбики.
Срезая цепочки, жилищники утверждают, что экопарковки вовсе не ликвидированы — ведь газонная сетка с травой на месте, ей по-прежнему можно пользоваться. Однако местные жители недовольны тем, что теперь парковочными местами пользуются не те, кто заплатил за их обустройство, а все подряд, в том числе даже те, кто вовсе не живет в этих домах.
"Посмотрите, что теперь творится в соседних дворах. Заезжают посторонние "Газели" и грузовики, целые автобусы, которые потом никак убрать нельзя, — бьют тревогу жители улицы Генерала Белобородова. — Те, кто не платил за экопарковки, пользуются ими на тех же правах, кто платил. Возникают споры из-за мест".
"Один раз я забыла ключи от парковки, поставила ее не на "свое" место. Пока ходила за ключами, вернулась — на машине уже вмятина, кто-то пнул", — жалуется местная жительница.
"Верните деньги!"
Осенью ГУ ИС впервые снесла столбики на парковке на улице Генерала Белобородова. Жители начали возмущаться, и тогда управа пошла на компромисс — "обезглавленную" парковку сфотографировали, выложили для отчета на сайт, отправили отчет в прокуратуру. После этого столбики вновь восстановили.
АТИ и прокуратура вновь стали требовать от управы удались ограждения. Тогда-то, в конце 2012 года, жители улицы Генерала Белобородова впервые вышли на битву за парковку. Дело доходило до драк. На место конфликта приехал префект СЗАО Владимир Говердовский, который подтвердил, что экопарковки — дело нужное, и пообещал, что столбики будут на месте.
"Эти заграждения незаконны. Они все равно будут срезаны!" — настаивает теперь глава ГУ ИС Виталий Чаликов, приехавший на переговоры с "повстанцами" на хорошей иномарке с водителем. — Поймите, нас будут штрафовать, если мы это не сделаем!"
"Ну так помогите их узаконить! Или верните деньги!" — не успокаивается девушка в красном пуховике.
Толпа готова растерзать коммунальщика. Чаликов ретируется в иномарку и уезжает, крича на прощание, что еще вернется. Рабочие привычно грузят генератор обратно в грузовичок.
Возможно, разобраться в этом споре сможет Тушинский районный суд. На днях туда с иском против управы Митино обратился Анатолий Маркин, заместитель председателя инициативной группы жильцов-защитников права на парковку. Со ссылкой на документы, в которых сама управа и разрешила строительство экопарковки, Маркин требует отменить решение управы о демонтаже злополучных столбиков.
"Обманутые парковщики" предлагают чиновникам дождаться решения суда, а уже потом сносить или оставить ограждение, но те непреклонны.