14 марта 1933 года в "лондонских трущобах в семье уборщицы и грузчика" родился Морис Миклуайт, сейчас более известный под своим актерским псевдонимом Майкл Кейн.
My Name Is Michael Caine
Фраза "Меня зовут Майкл Кейн" в современной Британии сродни не менее известной "Бонд, Джеймс Бонд". Своеобразная манера говорить и тембр голоса актера сделали его объектом многих пародий. Когда-то над Кейном так пошутил его друг, актер Питер Селлерс. Он записал на своем автоответчике сообщение "голосом Кейна": "Меня зовут Майкл Кейн, и Питера Селлерса здесь нет". Фраза, как говорится, пошла в народ и в 1984 году группа Madness посвятила Кейну песню, рефреном которой стала эта фраза.
Сегодня Майклу Кейну исполняется 80 лет – подходящий повод вспомнить роли, которые сделали его кинозвездой, и слова, однажды так метко сказанные им, что вполне могут претендовать на то, чтобы стать афоризмами.
Старый? Я прекратил стареть в 38 лет. Мне все еще 38… кроме тех случаев, когда мне говорят "Бегите вверх по лестнице".
Он – аферист Лоуренс из "Отпетых мошенников", суровый гангстер из "Убрать Картера", неверный муж Эллиот в "Ханне и ее сестрах", доктор Ларч в "Правилах виноделов", журналист Томас Фаулер из "Тихого американца", дворецкий Альфред в трилогии Кристофера Нолана о "Бэтмене" и многие, многие другие. На счету актера более 150 работ в кино и на телевидении, точно подсчитать количество его ролей – весьма затруднительное дело. В одном из своих старых интервью Кейн шутил: "я появляюсь в таком количестве фильмов, которые крутят по ТВ в 2 часа ночи, что люди, наверное, думают, будто я уже мертв".
Пробиться наверх Морису Миклуайту (Майклом Кейном он предпочитает зваться только в рабочем порядке и дома предпочитает свое настоящее имя), типичному кокни без должного театрального образования, было тяжело. В прошлогодней беседе с Esquire он рассказывал: "Я стал актером, чтобы целоваться с девочкой по имени Эми Худ. Мне было четырнадцать, я ходил в баскетбольную секцию молодежного клуба, а она там занималась в драмкружке. Все лучшие девчонки играли в драмкружке, потому что хотели стать кинозвездами, а я за ними подсматривал через круглое окошко в двери. Только я не знал, что дверь открывается в обе стороны. Я вваливаюсь внутрь, и руководительница говорит: "Отлично, нам нужны мужчины!" Я же для своих лет был очень высокий. Переминаюсь с ноги на ногу, жутко нервничаю, только и могу сказать, что я тут, это, на баскетбол шел... А потом вижу Эми и думаю: "Если пьеса будет про любовь, то может, мне с ней придется целоваться?" Я был маленький грязный засранец…"
С тех пор Майкл Кейн снялся во множестве фильмов, написал две автобиографии ("О чем все это?" в 1992 году и "Слон в Голливуде" в 2010-м), дважды был женат (со своей второй супругой, моделью Шакирой Бакш он счастлив в браке уже 40 лет), воспитал двух дочерей и получил рыцарский титул.
Я настоящий ночной кошмар буржуа: кокни с мозгами и миллионом долларов.
На счету актера 6 номинаций на "Оскар", две из которых были успешными, обе за роли второго плана в фильмах "Правила виноделов" (2000) и "Ханна и ее сестры" (1987). Получив свой первый "Оскар" Кейн сказал: "Прекрасно, это значит, что теперь я буду получать сценарии без следов кофе, оставленных другими актерами, читавшими его до меня". Впрочем, и падений в его карьере было не меньше.
Я сделал ужасно много фильмов. Хотя, на поверку, я сделал много ужасных фильмов.
Почти до 30 лет Кейн играл эпизодические, проходные роли. Толчок его карьере дал фильм Сая Энфилда "Зулусы" (1964), рассказывающий об одном из эпизодов англо-бурской войны. Изначально планировалось, что и здесь роль Кейна будет небольшой, но режиссер передумал и доверил ему роль офицера Гонвилла Бромхэда. Позже Кейн шутил, что получил эту роль потому, что режиссер был американцем, "британский режиссер никогда бы не дал мне, пролетарию, сыграть роль лейтенанта".
Его следующими работами в кино стали фильмы "Досье "Ипкресс" (1965), где он сыграл Гарри Палмера, эксцентричного шпиона-ловеласа в очках, чей образ впоследствии стал прототипом того же Остина Пауэрса, и "Алфи" (1966) – трагикомедия, которая принесла Кейну первую номинацию на "Оскар". Именно последний, по словам Кейна, стал главным в его жизни (в 2004 году на экраны вышел ремейк ленты, главную роль в котором сыграл Джуд Лоу). В одном из интервью актер говорил, что фильм "Алфи" помог ему сделать четыре самых важных вещи в карьере.
Чтобы стать кинозвездой, во-первых, вы должны сделать фильм.
Во-вторых, в идеале, сыграть в нем главную роль.
В-третьих, если вы британский актер, делать это нужно в Америке.
В-четвертых, хорошо бы получить номинацию на какую-нибудь премию.
В 1970-х критики упрекали его в неразборчивости при выборе ролей. Кейн же парировал, что такова жизнь актера, "вынужденного плыть на волнах своего фильма, пусть даже тошнотворного", и, когда не остается выбора, браться за роли, которые позволят вам платить по счетам.
За плохой фильм вам платят также как и за хороший.
Тогда, в начале 70-х, он сыграл в двух лентах, ставших сейчас классикой. Это криминальная драма Майка Ходжеса "Убрать Картера" (1971) и детективе "Игра на вылет" (1972), в оригинале называвшаяся "Сыщик", где его партнером стал сам Лоуренс Оливье. Оба фильма в 2000-х были пересняты, в ремейке "Картера" главную роль сыграл Сильвестр Сталлоне, а сам Кейн появился в одной из эпизодических ролей.
Когда в 1971 году оригинальный "Картер" вышел на экраны, критика приняла его плохо, но, сейчас, спустя годы, оспаривать его влияние на мировой кинематограф уже никто не посмеет. Майкл Кейн рассказывал об этой своей работе: " В тот момент, когда мы снимали этот фильм, в Англии были фильмы о гангстерах, где бандитов представляли либо глупыми, либо смешными. Но я родился и жил среди этих людей, и я знал настоящих гангстеров, никто их них не был смешным или глупым. Это были пугающие и опасные люди. <…> в "Картере" насилие абсолютно внезапно и очень реалистично".
Не менее интересной стала его работа в "Сыщике". Удачно обыграть буржуазные стереотипы в ленте удалось во многом именно благодаря актерам, которых тут, к слову, всего двое: молодой "типичный кокни" Майкл Кейн противостоит истинному аристократу Лоуренсу Оливье. Кейн играет Майло Тиндла молодого любовника жены автора детективов, аристократа Эндрю Уайка, который пришел однажды в дом отвергнутого супруга "поговорить". Оба персонажа оказываются достойными соперниками, играя друг с другом. В одном из поздних своих интервью Кейн рассказывал об этой работе, с уважением отзываясь о своем партнере: " … он (Оливье – прим.ред) ведь был лордом, и многие люди, которые носят этот титул, предпочитают, чтобы к ним обращались именно так. И вот непосредственно перед съемками он прислал мне письмо, в котором было написано: "Вы могли задаться вопросом, как обратиться ко мне при встрече (англичане очень чопорны в этом плане, и он знал, что я происхожу из рабочего класса), так вот, называйте меня Ларри". В 2007 году на экраны вышел ремейк этой ленты, в котором Кейн сменил амплуа на аристократа Уайка, а роль Майло досталась Джуду Лоу.
Некоторые думают, что это легко — быть смешным или влюбленным в 8:30 дождливым утром понедельника, на площадке, где 67 мужиков с бычками в зубах стоят вокруг кольцом и разглядывают тебя, ковыряясь в носу.
Майкл Кейн – без сомнения, один из символов эпохи 60-х. По его собственным словам это десятилетие изменило не только его жизнь, именно в 1960-е он сыграл многие из лучших своих ролей, но и ситуацию в его родной Британии.
Я - воин классовой борьбы. Я давно перестал шуметь по этому поводу на каждом углу, но я верю, что классовое неравенство - рак, пожирающий эту страну. Я видел, как превращались в отходы невероятно одаренные люди, с которыми я рос.
Майкл Кейн часто публично заявлял о своих политических взглядах. В 2010-м он поддерживал премьер-министра Дэвида Кэмерона во время выборов на этот пост, как в свое время поддержал Маргарет Тэтчер, в пользу "железной леди" сыграла ее налоговая политика. "Я не буду платить правительству больше, чем зарабатываю сам. Никогда", - возмущался тогда Кейн. Повышение налогов заставило актера в 1979 году переехать в США.
Голливуд никогда не жаловал "приезжих", и Кейну здесь вновь пришлось пробивать себе путь наверх. В интервью The Telegraph в 2010-м году актер рассказывал: "Вы должны принять во внимание, что актерам типа Роберта Редфорда или Пола Ньюмана платили тогда как американским звездам, я же получал зарплату незваного гостя с Британских островов. Они могли позволить себе быть разборчивыми, потому что получали приблизительно в шесть раз больше, чем мне. Мне нужно было сделать 4-5 картин, чтобы заработать такие же деньги". В конце концов, и к провалам актер научился относиться философски.
Голливуд - это нечто среднее между санаторием, развлекательным центром и дурдомом. Это в некотором смысле рабочий городок, и, так случилось, что мне нравится эта работа!
Все оказалось не так плохо, в США актер прожил почти 8 лет, успев сняться в дебютном фильме Оливера Стоуна "Рука", "Бритве" Брайана де Пальмы и у Вуди Аллена в "Ханне и ее сестрах". Последний из фильмов сделал Кейна обладателем "Оскара". Последующие годы и роли упрочили его положение в киноиндустрии, но и от неудач это актера не спасло. Сам актер называет среди своих худших работ фильм "Экспресс до Пекина" (1995): "Это был мой худший профессиональный опыт. Сами съемки были смехотворны. Последним ударом стала работа на студии Ленфильм. Я захотел пойти в туалет и меня направили в нужном направлении. Я смог почувствовать его запах на расстоянии 50 ярдов (чуть больше 45 метров), и это был самый грязный туалет, который я когда-либо видел. Я вышел на улицу и сделал свои дела за павильоном звукозаписи, я заметил, что несколько мужчин делали это прежде. И я думал о том, где закончилась моя карьера – в туалете. Вот и все".
К счастью, на этом карьера Майкла Кейна не закончилась. В 1999 году на экраны вышла лента "Голосок", за которую Кейн получил "Золотой глобус", затем "Правила виноделов" (2000), которые принесли ему второй "Оскар", и "Тихий американец" (2003). За последний фильм был номинирован на три самых престижных награды в мире кино – "Оскар", "Золотой глобус" и BAFTA. Сейчас он, по собственным словам, находится в том роскошном положении, когда может работать в свое удовольствие, и вовсе не намерен останавливаться. На 2013-й год запланирован выход двух фильмов с его участием – "Иллюзия обмана" и "Последняя любовь мистера Моргана".
Однажды Майкла Кейна спросили об актерах, которыми он восхищается, и он назвал три имени - Хамфри Богарт, Спенсер Трейси и Жан Габен, добавив, что у всех троих было два главных качества, необходимых для великого актера: чувство юмора и скромность. Что ж, с уверенностью можно сказать, что оба этих качества присущи и самому Кейну, хотя скромность вряд ли позволит ему это признать.
Считается, что я всегда играю самого себя. Господи боже! Я бы сыграл себя, если бы знал, кто это такой. Сыграл бы с полной выкладкой! Но никогда ведь не знаешь, кто ты на самом деле.
Подготовила Наталья Попова