Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Культура

Пронзительная правда Бориса Васильева

По мнению Николая Александрова, именно глубокое переживание фронтового опыта предопределило пронзительность прозы Бориса Васильева.

Николай Александров, литературный критик, для РИА Новости.

Потомственный военный и фронтовик, Васильев принадлежал к поколению тех советских писателей, для которых война стала главным событием в судьбе. С этой темой он и вошел в литературу.

Это было время так называемой "лейтенантской прозы", когда "окопная правда", страшная реальность войны вытесняла или нивелировала идеологические установки, фанфарную браваду. На первом плане оказывался человек с часто совсем не героическими переживаниями или обыденным, неприметным героизмом.

Биография Бориса Васильева >>

Собственно, это и предопределило успех первой по-настоящему удавшейся повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие". История, рассказанная писателем, гибель девушек, захваченных войной, простота или, скажем так, простой, то есть частный, локальный характер обстановки и места действия переключал внимание читателей на внутренние переживания героев. Личность выдвигалась на первый план.

Наверное, можно было бы сказать, что это пример сентиментальной военной повести (что подчеркивается и выбором персонажей), если бы в эпитете "сентиментальный" не было оттенка отрицательного смысла.

Но, конечно же, это повесть о чувствах, повесть, рассчитанная на эмоциональное восприятие. Резонанс, который она вызвала, равно как и позже снятый по ней фильм, лишь подчеркивают, что Васильеву удалось уравновесить "сентиментальность" достоверностью описаний, то есть той правдой, которая отличает человека, прошедшего войну.

Этот найденный собственный стиль, в основе которого и было глубокое переживание военного опыта, наиболее ценен у Васильева. Это относится не только к его военным повестям, но отличительная черта и "мирной" прозы писателя. И, в первую очередь, еще одного произведения, которое уже стало хрестоматийным: "Не стреляйте в белых лебедей", еще одной пронзительной и трагической истории, в которой, несмотря на совершенно иное время и иную тему, как будто слышится эхо военных переживаний писателя, которому свойственны взгляд и мировосприятие, система ценностей человека, сохранившего память о войне.

Борис Васильев, наверное, и останется в памяти литературы прежде всего как яркий представитель российской прозы 70-х годов прошлого века – того времени, которое непосредственно продолжало раскрепощение общественного сознания, начавшееся в 50-60-х годах.

И в 70-е годы, в пору нового идеологического наступления после известных событий 1968-го, даже подцензурное художественное слово стремилось освободиться от идеологической зависимости, не следовать навязанным политическим догмам, а говорить о человеке и человеческом.

И творчество писателей-фронтовиков, авторов, видевших лик войны, боли и беды военного времени, во многом определяло этот процесс.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала