Николай Александров, литературный критик, для РИА Новости.
Потомственный военный и фронтовик, Васильев принадлежал к поколению тех советских писателей, для которых война стала главным событием в судьбе. С этой темой он и вошел в литературу.
Это было время так называемой "лейтенантской прозы", когда "окопная правда", страшная реальность войны вытесняла или нивелировала идеологические установки, фанфарную браваду. На первом плане оказывался человек с часто совсем не героическими переживаниями или обыденным, неприметным героизмом.
Собственно, это и предопределило успех первой по-настоящему удавшейся повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие". История, рассказанная писателем, гибель девушек, захваченных войной, простота или, скажем так, простой, то есть частный, локальный характер обстановки и места действия переключал внимание читателей на внутренние переживания героев. Личность выдвигалась на первый план.
Наверное, можно было бы сказать, что это пример сентиментальной военной повести (что подчеркивается и выбором персонажей), если бы в эпитете "сентиментальный" не было оттенка отрицательного смысла.
Но, конечно же, это повесть о чувствах, повесть, рассчитанная на эмоциональное восприятие. Резонанс, который она вызвала, равно как и позже снятый по ней фильм, лишь подчеркивают, что Васильеву удалось уравновесить "сентиментальность" достоверностью описаний, то есть той правдой, которая отличает человека, прошедшего войну.
Этот найденный собственный стиль, в основе которого и было глубокое переживание военного опыта, наиболее ценен у Васильева. Это относится не только к его военным повестям, но отличительная черта и "мирной" прозы писателя. И, в первую очередь, еще одного произведения, которое уже стало хрестоматийным: "Не стреляйте в белых лебедей", еще одной пронзительной и трагической истории, в которой, несмотря на совершенно иное время и иную тему, как будто слышится эхо военных переживаний писателя, которому свойственны взгляд и мировосприятие, система ценностей человека, сохранившего память о войне.
Борис Васильев, наверное, и останется в памяти литературы прежде всего как яркий представитель российской прозы 70-х годов прошлого века – того времени, которое непосредственно продолжало раскрепощение общественного сознания, начавшееся в 50-60-х годах.
И в 70-е годы, в пору нового идеологического наступления после известных событий 1968-го, даже подцензурное художественное слово стремилось освободиться от идеологической зависимости, не следовать навязанным политическим догмам, а говорить о человеке и человеческом.
И творчество писателей-фронтовиков, авторов, видевших лик войны, боли и беды военного времени, во многом определяло этот процесс.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции