Рейтинг@Mail.ru
Пронзительная правда Бориса Васильева - РИА Новости, 26.05.2021
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Искусство
Культура

Пронзительная правда Бориса Васильева

Читать ria.ru в
По мнению Николая Александрова, именно глубокое переживание фронтового опыта предопределило пронзительность прозы Бориса Васильева.

Николай Александров, литературный критик, для РИА Новости.

Потомственный военный и фронтовик, Васильев принадлежал к поколению тех советских писателей, для которых война стала главным событием в судьбе. С этой темой он и вошел в литературу.

Это было время так называемой "лейтенантской прозы", когда "окопная правда", страшная реальность войны вытесняла или нивелировала идеологические установки, фанфарную браваду. На первом плане оказывался человек с часто совсем не героическими переживаниями или обыденным, неприметным героизмом.

Биография Бориса Васильева >>

Собственно, это и предопределило успех первой по-настоящему удавшейся повести Бориса Васильева "А зори здесь тихие". История, рассказанная писателем, гибель девушек, захваченных войной, простота или, скажем так, простой, то есть частный, локальный характер обстановки и места действия переключал внимание читателей на внутренние переживания героев. Личность выдвигалась на первый план.

Наверное, можно было бы сказать, что это пример сентиментальной военной повести (что подчеркивается и выбором персонажей), если бы в эпитете "сентиментальный" не было оттенка отрицательного смысла.

Но, конечно же, это повесть о чувствах, повесть, рассчитанная на эмоциональное восприятие. Резонанс, который она вызвала, равно как и позже снятый по ней фильм, лишь подчеркивают, что Васильеву удалось уравновесить "сентиментальность" достоверностью описаний, то есть той правдой, которая отличает человека, прошедшего войну.

Этот найденный собственный стиль, в основе которого и было глубокое переживание военного опыта, наиболее ценен у Васильева. Это относится не только к его военным повестям, но отличительная черта и "мирной" прозы писателя. И, в первую очередь, еще одного произведения, которое уже стало хрестоматийным: "Не стреляйте в белых лебедей", еще одной пронзительной и трагической истории, в которой, несмотря на совершенно иное время и иную тему, как будто слышится эхо военных переживаний писателя, которому свойственны взгляд и мировосприятие, система ценностей человека, сохранившего память о войне.

Борис Васильев, наверное, и останется в памяти литературы прежде всего как яркий представитель российской прозы 70-х годов прошлого века – того времени, которое непосредственно продолжало раскрепощение общественного сознания, начавшееся в 50-60-х годах.

И в 70-е годы, в пору нового идеологического наступления после известных событий 1968-го, даже подцензурное художественное слово стремилось освободиться от идеологической зависимости, не следовать навязанным политическим догмам, а говорить о человеке и человеческом.

И творчество писателей-фронтовиков, авторов, видевших лик войны, боли и беды военного времени, во многом определяло этот процесс.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала