В четверг, 7 марта, стало известно о гибели актера Андрея Панина. Несколько дней родные и близкие не могли связаться с ними, и сегодня сотрудники милиции обнаружили актера мертвым в его квартире.
Андрей Панин сыграл в кино более 80 ролей. На сегодняшний день еще 5 фильмов с его участием находятся в работе, в том числе и сериал Андрея Кавуна "Шерлок Холмс", где он играл доктора Ватсона. Эта роль выбивается из привычного амплуа актера, чаще всего он играл антигероев - бандитов или коррумпированных милиционеров, но даже в его малоприятных персонажах было что-то обаятельное и человечное.
Самые известные роли Панин сыграл в сериалах "Бригада" и "Каменская", фильмах "Водитель для Веры", "Всадник по имени Смерть", "Поцелуй не для прессы", "Кандагар", "Мама, не горюй", а также в картинах "Мама", "Нежный возраст", "Яды, или Всемирная история отравлений", "Generation П", "Утомленные солнцем 2: Предстояние" и других.
Известные роли Андрея Панина. Фрагменты из кинофильмов >>
Сериал "Бригада", реж - Алексей Сидоров (2002)
Роль - опер Каверин
В 2002-м году на экраны вышел 15-серийный фильм "Бригада", который подвел черту под лихими 90-ми в России. История про бандитские разборки, настоящую мужскую дружбу, любовь и кровь получила огромную популярность и стала без преувеличения культовой. Слава пришла и к актерам - Сергею Безрукову, Екатерине Гусевой, Дмитрию Дюжеву, Павлу Майкову и, конечно, Андрею Панину.
Сам Панин, между прочим, сериала целиком не смотрел: "Чукча не читатель, чукча - писатель! Это же ужасно долго!" - отшучивался он.
Главные герои в исполнении Сергея Безрукова, Дмитрия Дюжева, Владимира Вдовиченкова и Павла Майкова - друзья детства, обычные парни каждый со своими мечтами и целями, которым жизнь диктует свои условия. Решив, что "не стоит прогибаться под изменчивый мир", они со временем становятся настоящей "бригадой" - одной из самых влиятельных криминальных группировок.
Андрей Панин сыграл в картине роль Владимира Каверина по прозвищу "Володя-опер" - оборотня в погонах, который действует теми же способами, что и "темная сторона", и волею обстоятельств становится деталью другого механизма - не того, что закручивает гайки, а того, что их отвинчивает.
Когда Саша Белый (Сергей Безруков) переходит ему дорогу, тот сначала подбрасывает ему пистолет, а потом пускается во все тяжкие и не гнушается шантажировать и убивать неугодных людей. В противоположность "благородным бандитам" Каверин - настоящий подлец.
"Мне на это глубоко наплевать, - отвечал Панин в одном из интервью на вопрос, каково ему все время играть столь гадких персонажей, - Ну представьте себе - а если бы Аль Пачино на подобные вещи реагировал?"
Посмотрите фотоленту "Харизматичный "злодей" Андрей Панин" >>
"24 часа", реж - Александр Атанесян (2000)
Роль - Лева Шаламов
В одной из первых заметных киноролей - бандита Левы в криминальном боевике Александра Атанесяна "24 часа" - Панину удалось воплотить образ этого типичного "антигероя нашего времени".
Ослушавшись предупреждения, профессиональный киллер Феликс (Максим Суханов) выполняет дорогостоящий заказ, поступивший к нему от "профсоюза киллеров". Но предупреждение было серьезным, и его коллеге Леве (Андрей Панин) придется разобраться с Феликсом.
Любовь Аркус и Дмитрий Савельев в своей статье "Герой нового времени" в журнале "Сеанс" писали: "В криминальном триллере "24 часа" вроде бы неприметный Лев, человек со снулыми глазами, замыкал поле фильма на себя, потому что здесь героем был именно он. В нем заключались авторское послание и главный авторский интерес. Лев больше не ведает добра и зла, забыл про те органы чувств, которыми они распознаются. Ему что собратья по убойному бизнесу, что менты, что братки - без разницы. В отличие от Феликса в исполнении Максима Суханова, романтического героя, бунтаря без причины, наш - без претензий. Никакой аффектации, никакого вызова миру".
"Свадьба", реж - Павел Лунгин (2000)
Роль - Гаркуша
Как и в большинстве фильмов, в "Свадьбе" у актера - не главная роль, но именно его герой - Гаркуша, приятель жениха - является движущей силой картины. Однажды Панин на вопрос "Если бы не стали актером, то кем были бы?" пошутил - жуликом. И образ плута, хитреца и афериста Гаркуши идеально подошел ему.
В основе сюжета, по словам самого режиссера, "простая житейская история: жить не на что, а жениться хочется". Так и Мишка Крапивин, работающий на шахте в городке Липки Тульской области, решил жениться на любви своего детства Тане, вернувшей из Москвы в родной город, - но растратил отложенные на свадьбу деньги, не без помощи приятеля Гаркуши, который, попытавшись исправить ситуацию, втянул жениха в криминальную аферу.
Как писал в журнале "Сеанс" кинокритик Игорь Манцов, "он многократно заваривает кашу, и он же энергично ее расхлебывает. Как и положено, все "низкое", неприглядное вокруг героя и в нем самом в результате обращается в "высокое". Психофизика Андрея Панина идеально подошла Лунгину, а может быть, даже подсказала режиссеру вектор движения - в сторону фольклорной архаики".
"Сволочи", реж - Александр Атанесян (2006)
Роль - Подполковник Вишневецкий
В фильме по повести Владимира Кунина актеру досталась одна из главных ролей - подполковника Вишневецкого. Действие картины происходит во время Великой Отечественной войны. Вишневецкого, бывшего спортсмена и высшего военного руководителя, отбывающего наказание по расстрельной статье, ставят перед выбором: либо смерть, либо выполнение задания на благо Родины. Герой Панина выбирает второе и отправляется на секретную базу в горах, где он вместе с товарищем (Андрей Краско) за короткое время должен подготовить диверсионную группу, состоящую из подростков - беспризорников, а потом отправить их на смерть.
Суровый подполковник, которому после сталинских лагерей не страшен и сам черт, изо всех сил пытается не думать о том, что этих "сволочей", натворивших немало в свои 14-15 лет, он обязан бросить в самое пекло к фашистам. Но, вложив в них частичку своей души, став для них наставником и, в какой-то степени, отцом, думает о них, лишь как о детях, которых самолично отправляет на смерть, пусть и сделав для них все возможное. "Андрей Панин - самодостаточная актерская единица, исправно функционирующая в любых обстоятельствах и волшебно превращающая в правду любую туфту, к которой она прикасается. Андрей Краско, играющий душевного кладовщика дядю Пашу, в этом смысле ничуть не хуже, и разница между ними в "Сволочах" заключается только в том, что Панин представляет глубинную, выстраданную, своеобразную доброту, тщательно замаскированную внешней жестокостью, а Краско - человечность, почти ничем особенно не прикрытую", - писала об этой роли кинокритик Лидия Маслова.
Сам актер признавался, что на съемках старался держать дистанцию с юными актерами и оставить советы для режиссера - актер даже жил отдельно от команды.
Фильм "Сволочи" вызвал в кинематографических кругах неоднозначную реакцию. Многие сочли его клеветой на силовые структуры Советского союза и обвиняли в принижении роли советского народа в ВОВ, а режиссер Владимир Меньшов даже отказался вручать картине премию "Кинонаграды MTV 2007", заявив: "Я не буду вручать эту премию фильму, который позорит мою страну".Против экранизации выступил и писатель Владимир Кунин, заявивший, что сюжет его повести был искажен.
Андрей Панин же от оценок отказывался: "Жизнь гораздо фантастичнее любого вымысла. Я сам не раз переживал такое, на что при пересказе люди реагируют однозначно: "Да ладно, такого не бывает!" А по поводу историков… Да бог его знает!"
"Преступление и наказание", реж - Дмитрий Светозаров (2007)
Роль - Порфирий Петрович
Экранизация романа Федора Достоевского была давней мечтой режиссера Дмитрия Светозарова, чьи первые шаги в кино были связаны с творчеством писателя. По словам режиссера, работая над 8-серийным фильмом, он пытался максимально точно отразить источник, несмотря на то что роман "абсолютно не кинематографичен".
Если с поиском натуры у съемочной группы были проблемы, то с выбором актеров вопросов не было изначально. Роль Родиона Раскольникова исполнил молодой артист Владимир Кошевой, Соню Мармеладову сыграла Полина Филоненко, да и с Порфирием Петровичем режиссер определился задолго до начала съемок. "Я не представляю другого Порфирия Петровича на современной российской сцене или на экране, как не Андрея Панина", - говорил Светозаров.
Сам Панин за несколько лет до съемок в "Преступлении и наказании" в интервью рассказывал о любви к изображению отрицательных или, по крайней мере, неоднозначных персонажей. "Это проще. Масса негативных, аморальных вещей роится в каждом человеке. Любопытно рассматривать, насколько он может позволить себе не быть "тварью дрожащей", переступить", - говорил Панин.
Первая серия фильма вышла 3 декабря 2007 года на Первом канале. Критики восприняли сериал неоднозначно: кто-то хвалил режиссера за бережное обращение с романом, другие, наоборот, остались недовольны теми отступлениями от книги, которые Светозаров все-таки себе позволил. "В фильме отсечен финал, стало быть, отсечено покаяние. Мы, телезрители, расстаемся с тем Раскольниковым, который чувствует себя правым и глубоко оскорбленным. И всю свою вину видит только в том, что не вынес тяжести смертоубийства и сделал явку с повинной", - писал Юрий Богомолов, который в то же время отметил, что режиссер "с ног на голову роман не поставил".
"Высоцкий. Спасибо, что живой", реж - Петр Буслов (2011)
Роль - Анатолий Нефедов, врач
В нашумевшем фильме "Высоцкий. Спасибо, что живой", где знаменитого барда, страдающего от наркозависимости, играет до неузнаваемости загримированный Сергей Безруков, Панину досталась роль личного доктора музыканта.
Большинство персонажей в фильме были выдуманными и собирательными образами, хотя и перекликались с реальными людьми, рассказывали создатели фильма: так, в образе девушки Высоцкого в исполнении Оксаны Акиньшиной, есть что-то от подруги барда Оксаны Афанасьевой, хотя внешнего сходства нет, а лучший друг Сева Кулагин (Иван Ургант) имеет в прототипах сразу нескольких людей.
В отличие от них у персонажа Панина, врача Анатолия Нефедова, есть конкретный прототип - Анатолий Федоров. Вместе с Высоцким, который отправляется на гастроли по Средней Азии, врач летит в Бухару. Нефедов - фигура неоднозначная: всегда рядом с музыкантом, но не хочет брать на себя ответственность за жизнь знаменитости, когда у того случается приступ, вынуждает рисковать подругу барда и везти ее наркотик из Москвы, сам при этом не желает оказаться замешанным в преступлении.
"Орда", реж - Андрей Прошкин (2012)
Роль - хан Тинибек
Один из последних фильмов с его участием - лента "Орда" Андрея Прошкина, номинированная на очередную премию "Ника".
В картине, собравшей пять наград премии "Золотой орел", Андрей Панин изначально пробовался на главную роль митрополита Московского Алексия, который, по сюжету, совершает поездку в столицу Золотой Орды, чтобы вылечить ослепшую ханшу Тайдулу, мать Джанибека и Тинибека. Против того, чтобы актер сыграл митрополита (его в итоге сыграл Максим Суханов), выступила Русская православная церковь. "Резюме звучало приблизительно так: "При всём уважении к Андрею Владимировичу Панину у него слишком монгольский разрез глаз", - признавался актер в интервью "Аргументам недели".
В итоге Панину досталась маленькая, но яркая роль ордынского хана Тинибека. В самом начале фильма хан веселится на пиру, издевается над римскими послами, заставляя есть мясо из его рук. Но очень скоро Тинибека ждет наказание в духе жестокого времени - хан умирает, задушенный братом Джанибеком в борьбе за власть. Андрей Панин тщательно готовился к этой роли: учил близкий к ордынскому балкарский язык, на котором говорят в фильме, каждый съемочный день начинался со сложнейшего грима.
Андрей Панин был номинирован на "Золотого орла" за роль в фильме "Орда", а несколько дней назад вошел в число претендентов на "Нику" в категории за лучшую мужскую роль второго плана, за работу в другом фильме Прошкина - "Искупление".
Материал подготовлен редакцией проекта Weekend на основе открытых источников