Рейтинг@Mail.ru
Анна Маньяни. Актриса на грани нервного срыва - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Анна Маньяни. Актриса на грани нервного срыва

© Фото : Public domainАнна Маньяни
Анна Маньяни
Читать ria.ru в
Дзен
Она была музой итальянского неореализма, работала с ведущими режиссерами от Росселини и Пазолини до Ренуара и Люмета, драматург Теннеси Уильямс специально для нее написал пьесу "Татуированная роза", роль в экранизации которой принесла ей премию "Оскар" - впервые для иностранной актрисы. Итальянцы называют ее Нанареллой, россиянам же она в первую очередь знакома как Мама Рома. Она - Анна Маньяни.

"Она, когда играла, забывала обо всем, и в этом была ее невероятная сила"

Роберто Росселини

Она была музой итальянского неореализма, работала с ведущими режиссерами от Росселини и Пазолини до Ренуара и Люмета, драматург Теннеси Уильямс специально для нее написал пьесу "Татуированная роза", роль в экранизации которой принесла ей премию "Оскар" - впервые для иностранной актрисы. Итальянцы называют ее Нанареллой, россиянам же она в первую очередь знакома как Мама Рома. Она - Анна Маньяни.

Маньяни не была красавицей, да и камера не была к ней благосклонна: крупные черты лица, темные круги под глазами становились еще более отчетливыми на черно-белой пленке (про цветную даже упоминать не стоит). Говорят, что режиссер картины "Княжна Тараканова (1938) Федор Оцеп сетовал: "Нет, с таким лицом не быть тебе киноактрисой. Посмотри только на свой нос! И свет на твое лицо не ложится: ты вся кривая, асимметричная!". И был не прав - она не только стала киноактрисой, но одной из лучших в мировом кинематографе.

Настоящая римлянка

Маньяни была экспрессивной, громкой, слишком серьезной и прямолинейной - настоящей римлянкой. Существует миф, что она родилась в Александрии от отца-египтянина и матери-итальянки. На самом деле, как не раз повторяла актриса в интервью, она родилась в Риме, отца не знала, а мать после рождения дочери вышла замуж за австрийца и уехала жить в Египет. Анну воспитывали родители матери в трущобах итальянской столицы. Наверное, здесь и родился тот образ народной героини, ищущей лучшей доли и требующей справедливости, который сделал ее знаменитой.

"При первой встрече с Анной всех берет оторопь. Такая она мрачная и неприступная. Поначалу мне казалось, что Анна пытается нарочно осложнить тебе жизнь. С ней непонятно было, как себя вести. Я долгое время побаивался ее. Никогда не мог предугадать ее реакции, вечно ждал какой-нибудь колкости", - рассказывал в одном из интервью режиссер Федерико Феллини, который играл с ней в фильме Росселини "Любовь", а также снял актрису в эпизоде "Рима", ее последней работе в кино.

С непростым характером сталкивались не только друзья и коллеги актрисы, но и зрители. Кинокритик Тулии Кезич вспоминал в интервью для фильма "Анна Маньяни. Сыграть правду" о показательном случае на миланской премьере "Кто на сцене" Микеле Гальдьери (последнем ревю актрисы). "Это было в январе 1954 года в театре Нуово. Театр был полон, галерка принимала тепло, а партер оставался холоден. Ревю не понравилось, представление протекала вяло. И вообразите себе, что под конец Маньяни - что вполне в ее духе - не смерившись с провалом, подбежала к рампе и стала аплодировать одна, очень громко и ритмично. Публика потянулась за ней и в итоге дошла до настоящей овации. Тогда Маньяни, вполне удовлетворенная, удалилась", - рассказывал он.

Муза итальянского неореализма

Итальянский неореализм невозможно представить без Анны Маньяни. Она появилась в первом же фильме этой волны - "Рим, открытый город" (1946) Роберто Росселини. Лента, получившая  Гран-при в Канне, повествует о последних месяцах фашисткой оккупации Рима. На экране появилась не только новая реальность без прикрас, но и новая героиня - символ народа. Роль Пины, невесты рабочего Франческо, сделала Маньяни мировой знаменитостью, а сцена расстрела стала классикой кинематографа. Росселини вспоминал, что перед тем, как снимать сцену смерти Пины, Анна боялась ушибиться. Но когда начали снимать, забыла все свои страхи - бросилась на землю и сильно поранилась, ободрала колени. "Она, когда играла, забывала обо всем, и в этом была ее невероятная сила", - говорил режиссер.

© Minerva Film Spa

Кадр из фильма "Рим, открытый город"

Росселини, наверное, самый важный мужчина в жизни Маньяни. Их роман начался на съемочной площадке фильма. Они не были женаты и скандально расстались из-за Ингрид Бергман (о чем несколько месяцев писали не только итальянские, но и американские газеты), но до конца жизни остались близкими людьми.

Следующие после "Рима, открытого города" шесть лет, которые приходятся на расцвет неореализма, стали успешными и в карьере актрисы: более десяти фильмов, самые известные из которых "Бандит" (1946) Альберто Латтуады, "Депутатка Анджелина" (1947) Луиджи Дзампы (награда в Венеции), "Мечты на дорогах" (1948) Марио Камерини.

Последней картиной этого периода стала "Самая красивая" (1951) близкого друга Маньяни Лукино Висконти. По словам режиссера, Мадлена в фильме - это и есть Анна Маньяни. Познакомились они еще перед войной, Анна должна была сниматься в его знаменитой "Одержимости", на главную роль в которой режиссер ее утвердил, несмотря на противостояние продюсеров (они считали ее не драматической, а комедийной актрисой после блестящей игры в фильме "Тереза-Пятница"). Но их дуэт не состоялся из-за беременности актрисы. Зато тот случай положил начало их сложной дружбе, в которой было место и обидам, и героическим поступкам: в годы войны Маньяни прятала Висконти в своем доме, когда его преследовали фашисты.

© Luchino Visconti

Кадр из фильма "Самая красивая"

"Мы были очень дружны, уважали друг друга. Поэтому в целом отношения складывались благоприятно, хотя к ней нужен был особый подход. Ведь она не такая, как другие актрисы. Прежде всего, нужно было делать то, с чем любой режиссер не желал мириться - принимать ее предложения. Она фонтанировала идеями и предложениями. На репетициях у нее буквально каждую минуту появлялась новая мысль. Надо было либо принять ее, либо отвергнуть, а уж если принял, позволь ей развить ее. Воображение у нее было богатейшее, пожалуй, ни одна актрисы с ней в этом не сравнится", - рассказывал Висконти в фильме "Анна Маньяни. Сыграть правду".

Самый длительный период молчания между актрисой и режиссером случился после Венецианского кинофестиваля в 1956 году, где Маньяни была номинирована за роль в "Сестре Летиции" (1957), а Висконти возглавлял жюри. Награду за лучшую женскую роль отдали Марии Шелл за работу в фильме Рене Клемана "Жервеза" - Анна обиделась.

Первая иностранная

В Голливуд Анна Маньяни впервые попала по приглашению знаменитого драматурга Теннеси Уильямса на роль Серафины в "Татуированной розе" (1955), режиссером фильма выступил Дэниэл Манн. Специально для актрисы Уильямс приготовил вариант сценария на двух языках: с одной стороны текст был написан по-английски, с другой - по-итальянски. И первая же работа в США принесла Маньяни статуэтку "Оскар", она стала первой иностранной актрисой, награжденной американской киноакадемией.

© Paramount Pictures

Кадр из фильма "Татуированная роза"

На церемонию Анна приехать не смогла, потому что боялась летать, а на пароходе не успевала. Да и в свою победу не очень-то верила. В интервью после "Оскара" она рассказывала: "Мне позвонили в пять утра. Я догадалась, что это по поводу "Оскара", но решила, что надо мной подшутили, и сказала: "Дайте поспать, в такую рань до меня шутки не доходят". Итальянские поклонники решили не оставлять любимую актрису без праздника и изготовили в Риме увеличенную копию награды.

После "Татуированной розы" Маньяни снялась еще в двух успешных голливудских фильмах. Роль Джои у Джорджа Кьюкора в "Диком ветре" (1958) принесла ей награду Берлинского кинофестиваля, а работа у Сидни Люмета в "Из породы беглецов" (1960) - хорошего друга Марлона Брандо.

© United Artists

Анна Маньяни и Марлон Брандо в сцене из фильма "Из породы беглецов"

Мама Рома

После возвращения в Италию Маньяни в кино снималась мало, по ее словам, не было серьезных предложений. Поэтому неудивительно, что ради съемок у Пьера Паоло Пазолини в "Маме Роме" (1962) она с легкостью согласилась на маленький гонорар. Фильм, который был встречен овациями в Венеции в 1962 году и считается сегодня классикой, обычными зрителями был принят холодно, а цензоры обвинили создателей в безнравственности из-за грубой речи персонажей (дело даже дошло до суда, хотя там все обвинения были сняты).

© Pier Paolo Pasolini

Кадр из фильма "Мама Рома"

Именно за сложную драматическую роль бывшей проститутки, идущей на унижения ради сына, актрису полюбили в СССР. А через несколько лет пригласили с гастролями спектакля Франко Дзеффирелли "Волчица" по пьесе Джованни Верги, где Маньяни играла главную роль. Московская публика встретила спектакль с восторгом - после премьеры в Малом театре зрители вызывали актрису 15 раз. По словам режиссера, без Анны он не смог бы поставить "Волчицу": "Она обладает способностью помещать сцену в реальное, а не в реалистическое измерение. Маньяни работает с четкостью подлинного мастера, у нее нет ничего случайного, мелкого, все она делает на высоком профессиональном уровне".

Последняя главная роль в кино - Тереза в фильме "Шел год благодарения 1870" (1971). Ее партнер по картине Марчелло Мастрояни признавался, что был потрясен талантом и творческой бескорыстностью актрисы. "В первый раз за свою карьеру я испытал такое волнение. Двое актеров обмениваются репликами, и от каждой мороз по коже. В это момент и я вправду поверил, что она моя жена, и мы, правда, оказались в такой ситуации. Не в фильме, а в жизни", - вспоминал он.

Скончалась Анна Маньяни в сентябре 1973 года после продолжительной болезни. Последние месяцы актрисы Роберто Росселини практически не отходил от ее кровати, а после смерти Анны распорядился похоронить в фамильной усыпальнице Росселини.

Подготовила Валерия Павлова

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала