"Она, когда играла, забывала обо всем, и в этом была ее невероятная сила"
Роберто Росселини
Она была музой итальянского неореализма, работала с ведущими режиссерами от Росселини и Пазолини до Ренуара и Люмета, драматург Теннеси Уильямс специально для нее написал пьесу "Татуированная роза", роль в экранизации которой принесла ей премию "Оскар" - впервые для иностранной актрисы. Итальянцы называют ее Нанареллой, россиянам же она в первую очередь знакома как Мама Рома. Она - Анна Маньяни.
Маньяни не была красавицей, да и камера не была к ней благосклонна: крупные черты лица, темные круги под глазами становились еще более отчетливыми на черно-белой пленке (про цветную даже упоминать не стоит). Говорят, что режиссер картины "Княжна Тараканова (1938) Федор Оцеп сетовал: "Нет, с таким лицом не быть тебе киноактрисой. Посмотри только на свой нос! И свет на твое лицо не ложится: ты вся кривая, асимметричная!". И был не прав - она не только стала киноактрисой, но одной из лучших в мировом кинематографе.
Настоящая римлянка
Маньяни была экспрессивной, громкой, слишком серьезной и прямолинейной - настоящей римлянкой. Существует миф, что она родилась в Александрии от отца-египтянина и матери-итальянки. На самом деле, как не раз повторяла актриса в интервью, она родилась в Риме, отца не знала, а мать после рождения дочери вышла замуж за австрийца и уехала жить в Египет. Анну воспитывали родители матери в трущобах итальянской столицы. Наверное, здесь и родился тот образ народной героини, ищущей лучшей доли и требующей справедливости, который сделал ее знаменитой.
"При первой встрече с Анной всех берет оторопь. Такая она мрачная и неприступная. Поначалу мне казалось, что Анна пытается нарочно осложнить тебе жизнь. С ней непонятно было, как себя вести. Я долгое время побаивался ее. Никогда не мог предугадать ее реакции, вечно ждал какой-нибудь колкости", - рассказывал в одном из интервью режиссер Федерико Феллини, который играл с ней в фильме Росселини "Любовь", а также снял актрису в эпизоде "Рима", ее последней работе в кино.
С непростым характером сталкивались не только друзья и коллеги актрисы, но и зрители. Кинокритик Тулии Кезич вспоминал в интервью для фильма "Анна Маньяни. Сыграть правду" о показательном случае на миланской премьере "Кто на сцене" Микеле Гальдьери (последнем ревю актрисы). "Это было в январе 1954 года в театре Нуово. Театр был полон, галерка принимала тепло, а партер оставался холоден. Ревю не понравилось, представление протекала вяло. И вообразите себе, что под конец Маньяни - что вполне в ее духе - не смерившись с провалом, подбежала к рампе и стала аплодировать одна, очень громко и ритмично. Публика потянулась за ней и в итоге дошла до настоящей овации. Тогда Маньяни, вполне удовлетворенная, удалилась", - рассказывал он.
Муза итальянского неореализма
Итальянский неореализм невозможно представить без Анны Маньяни. Она появилась в первом же фильме этой волны - "Рим, открытый город" (1946) Роберто Росселини. Лента, получившая Гран-при в Канне, повествует о последних месяцах фашисткой оккупации Рима. На экране появилась не только новая реальность без прикрас, но и новая героиня - символ народа. Роль Пины, невесты рабочего Франческо, сделала Маньяни мировой знаменитостью, а сцена расстрела стала классикой кинематографа. Росселини вспоминал, что перед тем, как снимать сцену смерти Пины, Анна боялась ушибиться. Но когда начали снимать, забыла все свои страхи - бросилась на землю и сильно поранилась, ободрала колени. "Она, когда играла, забывала обо всем, и в этом была ее невероятная сила", - говорил режиссер.
Кадр из фильма "Рим, открытый город"
Росселини, наверное, самый важный мужчина в жизни Маньяни. Их роман начался на съемочной площадке фильма. Они не были женаты и скандально расстались из-за Ингрид Бергман (о чем несколько месяцев писали не только итальянские, но и американские газеты), но до конца жизни остались близкими людьми.
Следующие после "Рима, открытого города" шесть лет, которые приходятся на расцвет неореализма, стали успешными и в карьере актрисы: более десяти фильмов, самые известные из которых "Бандит" (1946) Альберто Латтуады, "Депутатка Анджелина" (1947) Луиджи Дзампы (награда в Венеции), "Мечты на дорогах" (1948) Марио Камерини.
Последней картиной этого периода стала "Самая красивая" (1951) близкого друга Маньяни Лукино Висконти. По словам режиссера, Мадлена в фильме - это и есть Анна Маньяни. Познакомились они еще перед войной, Анна должна была сниматься в его знаменитой "Одержимости", на главную роль в которой режиссер ее утвердил, несмотря на противостояние продюсеров (они считали ее не драматической, а комедийной актрисой после блестящей игры в фильме "Тереза-Пятница"). Но их дуэт не состоялся из-за беременности актрисы. Зато тот случай положил начало их сложной дружбе, в которой было место и обидам, и героическим поступкам: в годы войны Маньяни прятала Висконти в своем доме, когда его преследовали фашисты.
Кадр из фильма "Самая красивая"
"Мы были очень дружны, уважали друг друга. Поэтому в целом отношения складывались благоприятно, хотя к ней нужен был особый подход. Ведь она не такая, как другие актрисы. Прежде всего, нужно было делать то, с чем любой режиссер не желал мириться - принимать ее предложения. Она фонтанировала идеями и предложениями. На репетициях у нее буквально каждую минуту появлялась новая мысль. Надо было либо принять ее, либо отвергнуть, а уж если принял, позволь ей развить ее. Воображение у нее было богатейшее, пожалуй, ни одна актрисы с ней в этом не сравнится", - рассказывал Висконти в фильме "Анна Маньяни. Сыграть правду".
Самый длительный период молчания между актрисой и режиссером случился после Венецианского кинофестиваля в 1956 году, где Маньяни была номинирована за роль в "Сестре Летиции" (1957), а Висконти возглавлял жюри. Награду за лучшую женскую роль отдали Марии Шелл за работу в фильме Рене Клемана "Жервеза" - Анна обиделась.
Первая иностранная
В Голливуд Анна Маньяни впервые попала по приглашению знаменитого драматурга Теннеси Уильямса на роль Серафины в "Татуированной розе" (1955), режиссером фильма выступил Дэниэл Манн. Специально для актрисы Уильямс приготовил вариант сценария на двух языках: с одной стороны текст был написан по-английски, с другой - по-итальянски. И первая же работа в США принесла Маньяни статуэтку "Оскар", она стала первой иностранной актрисой, награжденной американской киноакадемией.
Кадр из фильма "Татуированная роза"
На церемонию Анна приехать не смогла, потому что боялась летать, а на пароходе не успевала. Да и в свою победу не очень-то верила. В интервью после "Оскара" она рассказывала: "Мне позвонили в пять утра. Я догадалась, что это по поводу "Оскара", но решила, что надо мной подшутили, и сказала: "Дайте поспать, в такую рань до меня шутки не доходят". Итальянские поклонники решили не оставлять любимую актрису без праздника и изготовили в Риме увеличенную копию награды.
После "Татуированной розы" Маньяни снялась еще в двух успешных голливудских фильмах. Роль Джои у Джорджа Кьюкора в "Диком ветре" (1958) принесла ей награду Берлинского кинофестиваля, а работа у Сидни Люмета в "Из породы беглецов" (1960) - хорошего друга Марлона Брандо.
Анна Маньяни и Марлон Брандо в сцене из фильма "Из породы беглецов"
Мама Рома
После возвращения в Италию Маньяни в кино снималась мало, по ее словам, не было серьезных предложений. Поэтому неудивительно, что ради съемок у Пьера Паоло Пазолини в "Маме Роме" (1962) она с легкостью согласилась на маленький гонорар. Фильм, который был встречен овациями в Венеции в 1962 году и считается сегодня классикой, обычными зрителями был принят холодно, а цензоры обвинили создателей в безнравственности из-за грубой речи персонажей (дело даже дошло до суда, хотя там все обвинения были сняты).
Кадр из фильма "Мама Рома"
Именно за сложную драматическую роль бывшей проститутки, идущей на унижения ради сына, актрису полюбили в СССР. А через несколько лет пригласили с гастролями спектакля Франко Дзеффирелли "Волчица" по пьесе Джованни Верги, где Маньяни играла главную роль. Московская публика встретила спектакль с восторгом - после премьеры в Малом театре зрители вызывали актрису 15 раз. По словам режиссера, без Анны он не смог бы поставить "Волчицу": "Она обладает способностью помещать сцену в реальное, а не в реалистическое измерение. Маньяни работает с четкостью подлинного мастера, у нее нет ничего случайного, мелкого, все она делает на высоком профессиональном уровне".
Последняя главная роль в кино - Тереза в фильме "Шел год благодарения 1870" (1971). Ее партнер по картине Марчелло Мастрояни признавался, что был потрясен талантом и творческой бескорыстностью актрисы. "В первый раз за свою карьеру я испытал такое волнение. Двое актеров обмениваются репликами, и от каждой мороз по коже. В это момент и я вправду поверил, что она моя жена, и мы, правда, оказались в такой ситуации. Не в фильме, а в жизни", - вспоминал он.
Скончалась Анна Маньяни в сентябре 1973 года после продолжительной болезни. Последние месяцы актрисы Роберто Росселини практически не отходил от ее кровати, а после смерти Анны распорядился похоронить в фамильной усыпальнице Росселини.
Подготовила Валерия Павлова