БРЮССЕЛЬ, 6 мар — Прайм, Мария Князева. Продолжающееся в ЕС обсуждение принудительного списания части средств частных инвесторов на Кипре, например, депозитов в банках, может быть элементом давления на Россию с тем, чтобы она приняла участие во внешней помощи острову, однако реального списания, вероятнее всего, так и не произойдет, считают опрошенные агентством "Прайм" аналитики.
Кипр и власти ЕС с лета прошлого года ведут переговоры о предоставлении островному государству финансовой помощи для банков, пострадавших от кризиса в Греции, а также на поддержку бюджета страны. В ЕС надеются, что критерии финансовой помощи будут выработаны к концу марта текущего года. "Тройка" возможных будущих кредиторов Кипра может вернуться в Никосию для обсуждения деталей программы в ближайшее время, рассчитывает глава Еврогруппы Джероен Дийссельблем. Вопрос исполнения законодательства об отмывании денег является одним из важнейших в переговорах по финподдержке.
На текущей неделе Дийссельблем не стал опровергать применение принудительного списания средств частных инвесторов на Кипре, то есть разделения бремени финпомощи между ними и государствами-донорами (еврозоной).
При этом аналитики отметили также, что размер необходимой Кипру помощи мал по сравнению с тем, что уже выделила еврозона. Кроме того, в ее распоряжении находится Механизм финстабильности, чей объем должен в будущем составить 500 миллиардов евро.
"Пока президент Кипра твердо стоит на позиции не рассматривать сценарий списания даже части депозитов. Скорее всего, эта позиция не изменится", — сказала старший аналитик компании "Альпари" Дарья Желаннова. Она отметила, что Россия имеет огромные интересы на Кипре. "У стран довольно тесные финансовые отношения, в сохранении которых заинтересованы обе стороны, соответственно, ожидается, что будут приняты все меры, чтобы избежать нежелательных списаний", — считает она.
В 2011 году Россия предоставила Кипру заем на 2,5 миллиарда евро сроком на 4,5 года под относительно невысокий процент — 4,5% годовых. Кипр просит отсрочить выплаты по кредиту на пять лет. Кроме того, летом 2012 года Кипр обратился к России за новым кредитом, уже на 5 миллиардов евро, но он пока не получил одобрения российских властей.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев в конце января заявил, что Россия предоставит Кипру кредит только в том случае, если то же самое сделает Евросоюз.
"Можно понять и европейских налогоплательщиков, которых мало интересует комфорт российских вкладчиков, и Россию, которая уже участвовала в помощи Кипру", — отметил ведущий экономист казначейства банка "Возрождение" Михаил Берулава.
Относительно небольшой масштаб проблемы позволит найти властям еврозоны приемлемый вариант помощи Кипру, не затрагивая депозитную базу, считает он. "Эта ситуация больше носит репутационный характер для ее участников, нежели представляет из себя реальную экономическую опасность. Безусловно, Европа бы только приветствовала расширенное участие России в помощи Кипру, однако этот вопрос на данном этапе должен решаться внутри еврозоны, и сокращение депозитов является одной из крайних мер", — добавил эксперт банка "Возрождение".
"Полагаю, что списания части депозитов как такового не произойдет, для покрытия недостатка ликвидности может быть использована иная правовая основа, например, конвертация части депозитов клиентов в долговые бумаги банков. Шансы на такой исход я оцениваю приблизительно в 20%", — считает заместитель директора по аналитике брокерской компании Saxo Bank Россия Кирилл Самышкин.
По его словам, вероятность, что кто-то все же предоставит финансовую помощь Кипру (будь то Россия или ЕС) очень велика. "Примерно 12-17 миллиардов, которые необходимы островному государству, — на практике ничтожная сумма на фоне триллионов евро, уже вкачанных в мировую финансовую систему для ее спасения", — добавил он.
Отвечая на вопрос, не может ли быть продолжающееся обсуждение принудительного списания способом давления на РФ для ее участия в пакете помощи острову, он сказал: "Да, я не исключал бы, что это элемент политической игры, попытка заставить Россию отреагировать в случае если ЕС, все же, не предоставит финансовую помощь Никосии".
"Кипр — часть еврозоны, проблемы Кипра — это удар по имиджу еврозоны, не по России, в то же время существенная доля спасаемых депозитов банковской системы — российская. Европейские политики рассуждают так: зачем нам спасать деньгами налогоплательщиков (еврозоны — ред.) российские деньги на Кипре?", — сказал Самышкин.
Начальник отдела управления инвестициями и аналитической поддержки компании "Солид" Михаил Королюк также считает, что списание части депозитов "полностью не исключено, но маловероятно". Однако это может существенно не отразиться на российских деньгах. "Основные российские средства на Кипре находятся не в форме депозитов — это или участие в капитале или деньги на транзиторных счетах", — сказал он.
"На наш взгляд, это не совсем честное предложение (о принудительном списании части средств инвесторов на Кипре — ред.) проталкивает Германия и мотивы этого предложения, действительно, состоят в оказании давления на Россию", — сказал он.