Рейтинг@Mail.ru
"Травиата" от Венеции до Москвы - РИА Новости, 18.09.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Травиата" от Венеции до Москвы

Читать ria.ru в
Дзен
160 лет назад, 6 марта 1853 года, в венецианском театре Ла Фениче состоялась премьера оперы Джузеппе Верди "Травиата".

Опера итальянского композитора Джузеппе Верди (1813-1901) "Травиата" была написана по сюжету романа французского писателя Александра Дюма-сына (1824-1895) "Дама с камелиями". Прототипом героини явилась знаменитая парижская куртизанка Мари Дюплесси, чья красота и ум привлекали многих знаменитых людей того времени. Среди ее поклонников был и Дюма-сын, тогда начинающий литератор. Их разрыв и последовавшее путешествие Дюма-сына молва приписывала настояниям его отца. Вернувшись в Париж, Дюма не застал Мари Дюплесси в живых – она умерла от туберкулеза в 1847 году. Когда вскоре после этого появился роман "Дама с камелиями", в его героине Маргарите Готье все узнали Мари Дюплесси, а в Армане Дювале, – юноше, которого Маргарита полюбила, склонны были видеть самого автора. В 1848 году Дюма переработал роман в пьесу, однако премьера ее состоялась лишь четыре года спустя: цензура не разрешала постановку, считая пьесу безнравственной, бросающей вызов моральным устоям общества. Получив, наконец, доступ на сцену, "Дама с камелиями" сразу же завоевала успех и обошла все театры Европы. На премьере в Париже присутствовал Джузеппе Верди, который вскоре принялся за создание оперы.

В своей "Травиате" композитор частично отразил события личной жизни – роман с оперной дивой Джузеппиной Стреппони, с которой Верди прожил 11 лет, прежде чем официально женился.

Либретто оперы было написано Франческо Пиаве (1810-1876). Композитор также активно участвовал в разработке либретто, добиваясь сжатости действия.

Верди сделал героиней оперы женщину, отвергнутую обществом, подчеркнув это в названии: "Травиата" – по-итальянски падшая, заблудшая. Композитор показал благородство и душевную красоту своей героини куртизанки Виолетты, ее превосходство не только над средой, которая ее окружает, но и над представителем светского общества – отцом Альфреда.

© РИА Новости, Михаил Озерский
Репродукция фотографии певицы Антонины Неждановой в роли Виолетты в опере Джузеппе Верди "Травиата"

Премьера "Травиаты" состоялась 6 марта 1853 года в венецианском театре Ла Фениче, и опера встретила не самый теплый прием. Год спустя "Травиата", показанная в Театре Сан-Бенедетто в Венеции в костюмах XVIII века, имела большой успех.

В мировой премьере "Травиаты" под управлением маэстро Гаэтано Мареза пели сопрано Фанни Сальвини-Донателли, представитель известной певческой семьи тенор Лодовико Грациани и знаменитый баритон Феличе Варези, первый исполнитель партий Макбета, Риголетто и ряда других.

Триумфальное мировое шествие "Травиаты" началось в 1855 году – Вена, Мадрид, Барселона. В 1856 году ее впервые услышали парижане, где в "Театре Итальен" партию Виолетты исполнила певица Мариэтта Пикколомини. В том же году состоялись премьеры в Лондоне и Нью-Йорке, в 1857 году опера была поставлена в Гамбурге.

Российская история "Травиаты" началась в 1856 году в Петербурге и связана с именами итальянских исполнителей – сопрано Анджолины Бозио в роли Виолетты и лирического тенора Энрико Кальцолари в роли Альфреда, которые имели заслуженный успех у публики.
Первая постановка "Травиаты" в Большом театре на итальянском языке состоялась 14 ноября 1858 года. В спектакле были заняты сопрано Элеонора Бушек (Виолетта), тенор Михаил Владиславлев (Альфред) и баритон Константин Божановский (Жермон).

В переводе на русский опера впервые прозвучала в Мариинском театре в 1868 году в исполнении сопрано Аделаиды Бюдель-Адами, лирического тенора Николая Андреева и баритона Ивана Мельникова.

Партия Виолетты стала любимой для примадонн всех поколений. Среди ее исполнительниц – итальянские певицы Аделина Патти, Роза Понсель, Рената Тебальди, греческое сопрано Мария Каллас, австралийская оперная дива Джоан Сазерленд, испанская оперная певица Монсеррат Кабалье, канадское лирическое сопрано Тереза Стратас.

В ХХ веке опера "Травиата" связала классическую музыку и кинематограф. В 1982 году итальянский режиссер Франко Дзеффирелли создал экранизацию оперы.

Дзеффирелли  несколько раз ставил "Травиату" на сцене: в Далласе (1958), в миланском "Ла Скала" (1964), в нью-йоркском Метрополитен-опера (1979). Идею экранизации "Травиаты" режиссер вынашивал с 1950 года, желая снять в главной роли знаменитую певицу Марию Каллас, выступавшую в его постановках 1958 и 1964 годов. Драматическая интерпретация этой партии, сделала Каллас одной из лучших исполнительниц партии.

© public domain
Мария Каллас в опере Джузеппе Верди "Травиата" (партия Виолетты)

Главные роли в фильме "Травиата" исполнили канадская оперная певица греческого происхождения Тереза Стратас и известный испанский тенор Пласидо Доминго. В сцене бала-маскарада танцевали известные солисты советского балета Екатерина Максимова и Владимир Васильев.

В 1992 году итальянский продюсер Андреа Андерманн взялся за большой проект – фильм "Травиата в Париже", который готовился в течение восьми лет – с 1992 по 2000 год. В течение двух дней постановка 2000 года транслировалась в прямом эфире в 125 странах мира. Съемки проходили в местах, где непосредственно разворачивалась эта любовная драма: первое действие – в итальянском посольстве в Париже, второе действие – в Версале, третье – во дворце "Пари Пале", четвертое – на острове напротив Собора Парижский Богоматери. Главную роль исполнила российская певица Этери Гвазава.

"Травиата" не теряет свою популярность – каждый режиссер пытается поставить свою оперу, отличную от предыдущих.

В Москве оперный экспериментатор режиссер театра "Геликон-опера" Дмитрий Бертман в постановке "Травиаты" 1995 года поместил на сцене огромную кровать и окружил Виолетту детскими игрушками.

Режиссер и хореограф Алла Сигалова в московском театре "Новая Опера" перенесла действие в Париж 1930-х годов, определенно указав род занятий героини и посадив ее на велосипед. Премьера спектакля состоялась в 1999 году.

Режиссер Александр Титель в Музыкальном театре имени К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко представил современную Виолетту. Режиссер прочел классический сюжет "Травиаты", как историю современных прожигателей жизни. Светская жизнь на сцене скорректирована с учетом современных потребностей: вместо ампирных балов ХIХ века - элитные клубные развлечения для vip-класса.

© Московский Академический Музыкальный Театр
"Травиата" в постановке Александра Тителя в Музыкальном театре Станиславского и Немировича-Данченко

Премьерой новой "Травиаты" в 2004 году начались гастроли оперной труппы театра в США.

В Москве премьера спектакля состоялась в ноябре 2006 года. В роли Виолетты – солистка оперы сопрано Хибла Герзмава. 

Наиболее известной постановкой начала XXI века стал спектакль "Травиата" на Зальцбургском фестивале 2005 года. Он был поставлен немецким режиссером Вилли Декером. Сцена почти лишена декораций и представляла собой светлый полукруг, выгороженный голубоватой вогнутой стеной – полусферой, вдоль которой расположена скамья-ступень. Единственным постоянно присутствующим на сцене предметом (за исключением финала) являются огромные круглые часы с движущимися черными стрелками. Режиссер акцентировал тему: "звезда" – идол и игрушка толпы. В спектакле участвовало звездное трио: русское сопрано Анна Нетребко, мексиканский тенор Роландо Виллазона и американский баритон Томас Хэмпсон.

Выпущенная на DVD "Травиата" Декера разошлась большим тиражом.

В канун Нового 2011 года Вилли Декер осуществил свою постановку в "Метрополитене". Главные роли исполнили российское сопрано Марина Поплавская, американский лирический тенор Мэтью Поленцани и польский баритон Анджей Доббер.

С Анной Нетребко в главной роли состоялась премьера "Травиаты" в постановке режиссера Шарля Рубо в Мариинском театре в Санкт-Петербурге в декабре 2002 года.

В марте 2009 года состоялась премьера оперы "Травиата" на сцене Михайловского театра в Петербурге под управлением известного в Европе маэстро Петера Феранеца. В главных партиях выступили Наталья Миронова, Дмитрий Головнин и Александр Ненадовский.

7 октября 2012 года состоялась премьера оперы в Большом театре в постановке известного в музыкальных театрах Америки и Европы режиссера Франчески Замбелло. Спектакль начинается со сцены в лечебнице, где умирает Виолетта, перед которой проходят видения ее жизни - самые счастливые моменты ее романа с Альфредом и самые трагические. Финальная сцена - последнее прощальное свидание с Альфредом - происходит также в больнице. Больничные палаты в мгновение превращались в роскошные залы, или в цветущий пригород Парижа, куда привез Альфред Виолетту, которая покидает этот уголок в настоящей карете, запряженной живой лошадью. Для масштабной постановки было создано 186 костюмов.

© РИА Новости, Владимир Федоренко
Сцена из оперы "Травиата" в Большом театре

В роли Виолетты в спектаклях Большого театра заняты известные сопрано Венера Гимадиева, Вероника Джиоева, Альбина Шагимуратова и Оксана Шилова. Роль Альфреда исполняют российские тенора Алексей Долгов Евгений Наговицын и мексиканец Артуро Чакон-Крус. В роли Жермона, отца Альфреда, выступают баритоны Эльчин Азизов, Игорь Головатенко и Василий Ладюк.

Воспоминания знаменитой куртизанки на сцене Большого. Фото >>

Аудио:

1. Вступление (На балу у Флоры) из оперы "Травиата". Исполняют Г. Диомидова и С. Лемешев, оркестр ГАБТа. Запись 1983 года

2. Рената Скотто исполняет арию Виолетты из оперы "Травиата". Запись 1964 года

3. Галина Вишневская и Сергей Лемешев исполняют дуэт из оперы "Травиата". Запись 1963 года

Предоставлено ФГУП "Фирма Мелодия"

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала