МОСКВА, 4 мар — РИА Новости. Прошел год с момента избрания Владимира Путина главой государства: хотя он одержал уверенную победу на выборах в период обострения протестной активности после думской кампании, политологи предрекали, что третье президентство простым не будет.
Сейчас эксперты констатируют, что этот год дался Путину тяжелее его предыдущего правления: ему пришлось маневрировать между интересами разных групп населения, заниматься выполнением предвыборных обещаний в условиях дефицита ресурсов и столкнуться с рядом проблем в отношениях с США.
Путин 4 марта 2012 года выиграл третьи на своем счету президентские выборы, набрав 63,6% голосов избирателей.
Социология: оценки и ожидания
По данным опроса "Левада-центра", большинство россиян (65%) считают, что Путин за время своего правления принес России больше хорошего, чем плохого, каждый пятый (18%) видит в его президентстве больше плохого, почти столько же — 17% затруднились ответить.
Главными достижениями Путина респонденты считают то, что ему удалось "вернуть России статус великой уважаемой державы" (36%), "повысить зарплаты, пенсии, стипендии и пособия" (28%), "преодолеть сепаратистские настроения, удержать Россию от распада" (24%). В то же время 43% опрошенных полагают, что глава государства не смог "обеспечить справедливое распределение доходов в интересах простых людей", 36% — что ему не удалось "вернуть простым людям средства, которые были ими утеряны в ходе реформ", 25% — что Путин не сумел "обеспечить укрепление закона и порядка".
Опрос "Левада-центра" был проведен 15-18 февраля по репрезентативной всероссийской выборке городского и сельского населения среди 1,6 тысячи человек старше 18 лет в 130 населенных пунктах 45 регионов. Распределение ответов приводится в процентах от общего числа опрошенных вместе с данными предыдущих опросов. Статистическая погрешность не превышает 3,4%.
Согласно прошлогоднему опросу ВЦИОМ, россияне ждали от возвращения Путина на пост президента, прежде всего, повышения уровня жизни (19%). Далее шли запросы на развитие социальной политики, повышение пенсий, развитие экономики, промышленности и сельского хозяйства (по 5%), борьбу с коррупцией и беззаконием (по 4%), снижение безработицы, повышение доступности образования и медицинской помощи (по 3%).
Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ был проведен 29-30 сентября 2012 года. Были опрошены 1,6 тысячи человек в 138 населенных пунктах из 46 регионов. Статистическая погрешность также не превышает 3,4%.
Тяжелый год
Ряд экспертов сходятся во мнении, что этот год оказался для Путина гораздо тяжелее его предыдущего президентства (2000-08).
"Впервые со времен его прихода к власти в начале 2000-х его право управлять страной было поставлено под вопрос. Это был год сложного маневрирования между различными элитами, был год попыток успокоить население страны, продемонстрировать, что он держит ситуацию под контролем", — считает политолог Павел Святенков.
Эксперт Института гуманитарно-политических исследований Владимир Слатинов высказал мнение, что Путин не ожидал враждебности со стороны среднего класса, который возник в результате его же реформ и политики, а затем "по большому счету его предал".
"После раскола в обществе Путин действовал не на опережение, а так, чтобы купировать исходящую угрозу. Не думаю, что он делал это с большим удовольствием. Мне кажется, он не хотел политической реформы", — полагает эксперт.
Слатинов отметил, что при этом важно было сохранить лояльность большинства: власть демонстрировала, что стоит на защите традиционных ценностей — церкви (дело Pussy Riot), семьи ("закон Димы Яковлева"), изменила требования к образу жизни российской элиты, ограничив ее возможность владеть активами.
Путин: особых сложностей с правами человека в РФ в 2012 году не было >>
При этом выполнение предвыборных обещаний, считают политологи, оказалось непростой задачей.
Слатинов считает, что "обещания в части поддержки лояльности исполняются — регулярно повышаются пенсии, принимаются меры по повышению зарплат бюджетникам, уделяется внимание силовым структурам", ведется борьба с коррупцией, которая затрагивает и высшие чины, выполняются обещания, касающиеся интересов бизнеса.
"Но выполнение обещаний, которые дал Путин, столкнулось с дефицитом ресурсов. Власть вынуждена расставлять приоритеты и проводить оптимизацию общественного сектора", — объяснил Слатинов.
Святенков, в свою очередь, обращает внимание на то, что "из правительства постоянно раздаются голоса относительно нового этапа приватизации, новой распродажи госимущества".
"Путину приходится маневрировать между этими требованиями и требованиями большинства населения, которые являются противоположными", — сказал политолог.
Согласно опросу "Левада-центра", 47% россиян считают, что Путин выполняет свои предвыборные обещания, 39% — что не выполняет, 17% затруднились с ответом.
Внешняя политика
Доцент кафедры политической теории МГИМО Ян Ваславский напомнил, что Путин уже в 2000-2008 годах продемонстрировал, что является лидером, который в состоянии эффективно определять приоритеты России во внешнеполитической сфере.
"Положительные оценки граждан тесно связаны с грамотным позиционированием России в мире, определением внешнеполитического курса и приоритетов во взаимоотношениях с зарубежными партнерами, которые должны соответствовать национальным интересам страны", — сказал он.
Ваславский подчеркнул, что во внешней политике России отчетливо прослеживается связь с внутренней политикой.
"По сути, Путин сумел предложить обществу не только комплекс мер, но и систему ценностей, которая была принята гражданами. Примером здесь является патриотизм, который находит свое отражение как во внутриполитической сфере, так и во внешней политике, ставшей еще более самостоятельной и независимой", — считает он.
Гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин напомнил, что Путин неизменно попадает в рейтинги самых влиятельных людей мира.
В то же время эксперты обратили внимание на то, что прошедший год обозначил ряд проблем в отношениях с США.
"С США пока выстроить отношения не удается. Россия с США традиционно конкурируют, причем во всех сферах, но существует механизм, который предупреждает скопление системных ошибок в наших отношениях — это механизм общения двух президентов США и России. Судя по всему, у Обамы с Путиным что-то не очень получается, поэтому наши отношения кажутся конфликтными", — сказал Мухин.
По его мнению, российско-американские отношения на самом деле конфликтными не являются. "У нас всего лишь разные национальные интересы и приоритеты", — пояснил политолог.
Ваславский отметил, что противоречия с США "нередко возникали из-за применения двойных стандартов или одностороннего подхода к решению актуальных вопросов с американской стороны".
"Например, принятие так называемого "закона Магнитского", первичное нежелание сотрудничать для решения проблем усыновленных российских детей и другие неоднозначные шаги — это предельно неконструктивные действия в двухсторонних отношениях, и без того имеющих конкретный ряд проблем, которые нужно решать", — сказал он.
Принятие закона Магнитского и отмена поправки Джексона-Вэника в США >>
"В случае реализации принципов равноправного партнерства в двусторонних отношениях России и США и правильного определения приоритетов сотрудничества, особенно с американской стороны, результаты не заставят себя ждать, и мало у кого возникнет ощущение ухудшения отношений", — уверен эксперт.