МОСКВА, 1 мар — РИА Новости, Светлана Янкина. Российский проект художника-концептуалиста Вадима Захарова на следующей венецианской биеннале современного искусства засекречен, но будет дорогостоящим и экстраординарным.
"Мы заключили соглашение о том, что мы не объявим ни одной детали до открытия биеннале. Но мой кураторский опыт убеждает меня в том, что то, что мы готовим, будет экстраординарным", — сказал на приеме в честь российской экспозиции в четверг в Москве первый в истории ее иностранный куратор, директор Национальной галереи Берлина Удо Киттельман.
Со своей стороны глава фонда Stella Art Foundation и комиссар павильона России Стелла Кесаева добавила, что "проект очень дорогостоящий".
"Уверена, он будет очень красивый, но и очень простой одновременно", — отметила она.
Предполагается, что расходы по организации и проведению выставки в равных долях возьмут на себя государство и спонсоры. Сумма пока что не озвучивается — бюджет, выделенный Минкультуры, станет известен в апреле.
По словам куратора российской выставки, творчество российского художника, с которым он дружит и работает уже четверть века, является примером вклада и сопричастности интернациональному современному искусству.
Сам Захаров отметил, что в работе над проектом важно присутствие куратора-соавтора, и Киттельман в полной мере им является.
"Он хорошо знает не только мое творчество, а современное русское искусство, он может сделать некий анализ. Мне кажется, его присутствие в нашем проекте дает палитру для оценки всего русского искусства, а не только моего творчества", — рассказал художник.
Воплощать замысел Захарова и Киттельмана поручили итальянскому бюро AltoFragile, которое занималось выставками Франческо Веццоли, Такеши Мураками и проектом "Пустые зоны" на прошлой биеннале, а также немецкой компании Meyer Voggenreiter project.
К столетию павильона России на венецианской биеннале, который был выстроен в Садах Джардини по проекту архитектора Алексей Щусева в 1914 году, Stella Art Foundation подготовил серьезный труд "Русские художники на Венецианской биеннале. 1895-2013", в котором впервые систематизирована история присутствия на престижном смотре современного искусства в Венеции.
Киттельман занимает пост директора Национальной галереи государственных музеев Берлина с 2008 года. Пока он с 1987 по 1993 год был независимым куратором, то организовал за это время около 100 выставок, а в 2001 году на венецианской биеннале был комиссаром павильона Германии, который получил главную награду выставки — "Золотого льва" за лучший национальный павильон.
Вадим Захаров — представитель неофициального искусства и московского концептуализма, лауреат премии "Инновация" 2006 года и "Премии Кандинского" 2009 года. Работал как самостоятельно, так и в соавторстве — с Сергеем Ануфриевым, Игорем Лутцем, Виктором Скерсисом, Иваном Соколовым, с 2008 года — участник групп "Капитон" и "Корбюзье" вместе с Юрием Лейдерманом и Андреем Монастырским.
Глава Stella Art Foundation была назначена комиссаром павильона России в 2010 году до 2015 года, то есть на три биеннале. По новым правилам, комиссар выбирает куратора национальной экспозиции, а тот в свою очередь приглашает одного или нескольких художников, в зависимости от концепции. На этот раз, правда, от правил решили отойти — в 2011 году на прошлой арт-биеннале показывали художника-концептуалиста Андрея Монастырского и группу "Коллективные действия". На будущей биеннале, как рассказала Кесаева, будет представлен также кто-то из художников-концептуалистов.
Венецианская биеннале — одна из старейших и престижных в мире. Художественные выставки в ее структуре проводятся с 1895 года — первого с начала ее существования, в 1975 году к ней присоединилась биеннале архитектуры. На художественных и архитектурных выставках, которые проводятся попеременно каждый год, основной куратор представляет главный международный проект в Арсенале, а в павильонах в садах Джардини размещаются национальные экспозиции.
В 2013 году венецианская биеннале, которую курирует Массимилиано Джонни, в 55-й раз пройдет с 1 июня по 24 ноября. Ее главной темой стал "Энциклопедический дворец" (Il Palazzo Enciclopedico / The Encyclopedic Palace), отсылающий к проекту итальяно-американского художника-самоучки Марино Аурити.