Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Покупатели интернет-магазинов могут не найти посылки на почте

Размышляя о проблеме доставки "Почтой России" посылок из Китая, Анна Каледина резонно замечает, что правила правилами, а практика практикой, и возмущение интернет-шопоголиков вполне закономерно.

Анна Каледина, экономический обозреватель РИА Новости.

В конце февраля грандиозную шумиху вокруг российской почты подняли интернет-шопоголики. Любители виртуальных покупок обсуждают на специализированных форумах случаи недоставки и отправки назад в магазин посылок, если на них не указано отчество получателя. Представители "Почты России" уверяют, что из-за отсутствия отчества посылки не возвращаются отправителю. А юрист поясняет, что делать, если посылка до получателя не добралась.

Отправления – возвращенцы

Вот одно из панических сообщений на форуме шопоголиков: "У меня вчера посылку обратно в Китай отправили, и даже извещение по ней не присылали. Пришли разбираться, а они говорят, что теперь так будут отправляться все посылки, где нет отчества! … Позвонили на горячую линию… Подруге ответили, что 15 февраля вышло постановление какое-то, и это по нему теперь так. Мне первый раз ответили, что посылки с фамилией и именем обязаны отдать, второй раз ответили, что все правильно на почте сделали" (текст сокращен. – РИА Новости).

Любители виртуального шопинга узнавали о печальной судьбе посылок после того, как сами заходили в почтовое отделение. И там получали и информацию, и квитанцию – об отправке назад. С указанной причиной возврата – "Иные обстоятельства". По словам форумчан, устно им сообщали, что иным обстоятельством было отсутствие отчества.

В то же время часть покупателей китайских интернет-магазинов получили от поставщиков письма примерно такого содержания: "…в России принят новый закон, по которому все посылки должны содержать полное имя покупателя (включая фамилию, имя и отчество). Иначе посылки будут отправлены назад в Китай. Пожалуйста, проверяйте точность написания адреса".

Китайский сюрприз

В пресс-службе "Почты России" на запрос РИА Новости ответили, что возврат почтовых сообщений с неполными адресами действительно имеет место, но касается посылок из Китая. Нет и никакого нового закона. Коллегам из КНР, поведали в пресс-службе, было направлено "обращение с просьбой усилить контроль за оформлением почтовых отправлений".

В чем же проблема с китайскими посылками и почему она всплыла сейчас? Как пояснили РИА Новости в пресс-службе "Почты России", почтовые отправления часто приходят в ненадлежащем виде – иногда на них указано лишь только имя получателя и адрес, а иногда имя и номер мобильного телефона, что не позволяет точно идентифицировать получателя.

""Почта России" инициировала издание нескольких циркулярных писем в адреса иностранных почтовых администраций о необходимости правильного и четкого заполнения документов. Многие провели серьезную работу в этом направлении (в частности, Германия, США, Великобритания). По отправлениям из Китая ситуация не улучшилась", – рассказал руководитель дирекции по организации производственных процессов "Почты России" Александр Тимофеев.

По его словам, ситуация в конце 2012 года существенно ухудшилась. "На наш запрос о дальнейших действиях по таким отправлениям почтовая администрация Китая дала нам указание осуществлять возврат мелких пакетов с неполными адресными данными", – прокомментировал Тимофеев, подчеркнув, что претензии клиентов о якобы возврате мелких пакетов без указания на них только лишь отчества, не имеют под собой оснований.

А был ли документ?

Документ, как выяснилось, все-таки был. Но не постановление, а письмо Управления федеральной почтовой связи (УФПС) Москвы, то есть чисто внутренний документ.

"Из наших филиалов начали поступать запросы с просьбой дать разъяснения о порядке действий с мелкими пакетами, поступившими из Китая, с неполным адресом", – поясняет Тимофеев. В итоге на свет появилось письмо, которое предписывает сотрудникам отделений возвращать отправления, на которых отсутствует или фамилия, или имя, или адрес. При этом посылки без указания отчества "выдаются установленным порядком".

На непрофессиональный взгляд, в этом письме заметны два спорных момента. Во-первых, в нем содержится указание немедленно возвращать посылки с неполным адресом (без указания имени, без указания фамилии) в ММПО, из которого они поступили, для дальнейшего возвращения за границу.

Но в соответствии с Конвенцией и Соглашением Всемирного почтового союза, почта несет ответственность за "возврат посылки, причина недоставки которой не была сообщена". Кроме того, как объяснил РИА Новости управляющий партнер адвокатского бюро "Вишневский и партнеры" Герман Вишневский, если о поступившей посылке не известили, то это фактически можно квалифицировать как недоставку.

Во-вторых, в письме отмечается, что без указания отчества посылка выдается в установленном порядке. Вероятно, это и внесло сумятицу в умы рядовых сотрудниц отделений, которым прямо не сказали, о каком порядке идет речь.

"Очень похоже на то, – подтверждает Вишневский. – Работники почты – не юристы, поэтому не должны толковать нормативы, особенно такие, где все пункты нужно рассматривать во взаимосвязи. Наверное, в каких-то отделениях слишком рьяно принялись выполнять написанное, решив, что и отчество является необходимой составляющей".

Юрист обращает внимание, что "письмо не является нормативным актом, поэтому не может устанавливать требования, дополняющие нормативные акты или их интерпретирующие". Как поясняет Герман Вишневский, взаимоотношения почты и получателя регулируются правилами, утвержденными постановлением правительства №221 от 15.04.2005 года и международными правилами.

Что в имени тебе моем

Из упомянутых Правил очень трудно понять, кто прав, а кто виноват в этой истории. Например, пункт 36-й гласит, что по обратному адресу посылку можно выслать: по заявлению отправителя; при отказе от его получения; при отсутствии адресата по указанному адресу; при невозможности прочтения адреса; при иных обстоятельствах, исключающих возможность выполнения оператором почтовой связи обязательств по договору об оказании услуг почтовой связи.

Вроде бы почта не должна отправлять назад посылку, если на ней, к примеру, указан точный адрес и только имя. Вряд ли в одной квартире проживает десять Аней, Наташ или Алевтин. Понятно же, что посылка предназначена именно вам.

Но не все так просто. В пункте 23 Правил перечислены реквизиты, которые должны содержаться на почтовом отправлении физлица, где на первом месте красуется ФИО.

"Эти вроде бы противоречащие друг другу пункты нужно рассматривать в системе, – успокаивает Герман Вишневский. – В почтовых отправлениях адресат должен быть идентифицирован в той степени, в какой это позволит исполнить обязательства надлежащим образом. Именно поэтому отсутствие указания в почтовых отправлениях отчества или имени адресата при наличии иных данных, позволяющих его идентифицировать, не может являться основанием для отказа во вручении почтового отправления".

Грубо говоря, если на посылке указана только фамилия и адрес, но вы можете доказать, что в вашей квартире, кроме вас, никто не проживает, то посылку вам выдать должны. В любом случае, не забывайте побороться за свои посылки.

Итак, если вам не прислали извещение, то это уже повод предъявить претензию. По международным правилам, вам должны будут возместить понесенные убытки. Причем не только расходы на доставку, но ущерб, если он стал следствием того, что вы не получили посылку.

Кроме того, отмечает Вишневский, если оператор почтовой связи отказал в выдаче почтового отправления адресату, необходимо потребовать от него письменный мотивированный отказ. На действия почтового оператора может быть подана жалоба в УФПС. Но для начала, советует юрист, нужно хотя бы написать жалобу в жалобную книгу, которая обязательно должна присутствовать в каждом отделении.

Минутка ворчания

Интернет-шопинг в последнее время все популярнее в России. И причина – не только в том, что виртуальные покупатели экономят на таможенных платежах и налогах (НДС не платится), но и сами по себе товары там стоят много меньше, чем в России.

Но доставка, даже если не учитывать проблему с отчеством, хромает. Из США, скажем, посылка может идти и пару месяцев. Из Азии, в том числе Китая, товары приходят быстрей – за две-три недели. Возможно, поэтому растет поток посылок именно из этой части света.

Как сообщил РИА Новости Александр Тимофеев, количество отправлений из Поднебесной растет на 300% в год. По предварительным оценкам "Почты России", в прошлом году россияне получили из Китая полтора миллиона только мелких (до 2 кг) посылок. Всего же через отечественных почтовиков прошло товаров для населения на 80 млрд рублей.

Таможенные и фискальные органы не могут спокойно пройти мимо таких значительных сумм. Когда в ноябре прошлого года один из правительственных чиновников заговорил о необходимости усложнить для жителей России покупки в зарубежных интернет-магазинах, чтобы повысить конкурентоспособность отечественных онлайн-торговцев, поднялась буря возмущения. И сейчас в борьбе почты с неполными адресами многие покупатели узрели часть заговора.

Представители почты это отрицают, ссылаясь на то, что кампания направлена на улучшение обслуживания клиентов. Ведь посылку должны вручить непосредственно в руки.

В связи с этим поделюсь вот какими соображениями. Понятно, что есть правила, которые нужно соблюдать. А китайские товарищи не то что в наших отчествах – в фамилиях и адресах не разбираются.

Но помимо норм и правил, есть практика, под которую эти нормы и правила должны подстраиваться. И если адрес на посылке есть, но при этом на посылке написана только фамилия? Почему в этом случае нужно вредничать и возвращать ее назад? Или если в квартире живут два Ивановых – неужели ее не может взять другой член семьи?

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рекомендуем
РИА
Новости
Лента
новостей
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Чаты
Заголовок открываемого материала