Оксана Полищук, обозреватель РИА Новости.
Первая личная встреча министра иностранных дел России Сергея Лаврова и нового госсекретаря США Джона Керри продолжалась час и сорок пять минут. Все это время, по признанию членов российской и американской делегаций, главы внешнеполитических ведомств двух стран напряженно работали. Итогом встречи в Берлине стал общий настрой на продолжение работы по тем направлениями, где РФ и США могут активно развивать сотрудничество, и на поиск путей урегулирования тех проблем, выход из которых найти непросто.
Что привнесет Джон Керри в российско-американскую дипломатию >>
Половину времени – Сирия
Основное внимание в ходе встречи Лаврова и Керри было уделено положению дел в Сирии и вокруг нее. По словам дипломатов, сирийская проблема обсуждалась чуть ли не половину отведенного для переговоров времени.
По их окончании глава российского МИД был оптимистичен. Он заявил, что и Россия, и США нетерпимы к продолжающемуся в Сирии насилию и готовы делать все от них зависящее, "чтобы создать условия, способствующие скорейшему началу диалога между правительством и оппозицией".
Однако если Москва настроена в первую очередь на то, чтобы усадить стороны за стол переговоров, то Вашингтон, как оказалось, видит для себя возможным не только этот путь.
В Берлине во время беседы с журналистами Лавров выразил надежду, что оппозиция "выскажется в пользу диалога и назовет свою переговорную команду". По его словам, у представителей официального Дамаска и готовность начать диалог, и переговорная команда уже есть.
Керри, совершающий большое турне по странам Европы, по окончании переговоров с Лавровым к журналистам не вышел. Однако, по словам источников в его делегации, администрация президента США Барака Обамы готова к "серьезному повороту" в своей политике в отношении Сирии: Вашингтон может начать поставлять сирийским повстанцам бронежилеты и бронемашины, а также официально начать помогать оппозиционерам в военной подготовке.
Собственно, это и сейчас происходит, однако не подтверждается официально. Не исключено, что американцы также наладят поставки гуманитарной помощи оппозиционерам.
Вместе с тем, по словам источников в делегации США, новая "сирийская стратегия" Вашингтона пока находится на стадии разработки, и ее элементы обсуждаются главой госдепа с европейскими и ближневосточными партнерами. Не исключено, что во время встречи в Берлине Керри высказал данную позицию и своему российскому коллеге, однако официально по этому поводу ничего заявлено не было.
Американцы, очевидно, отлично понимают, что в Сирии сложилась тупиковая ситуация, и оппозиции без помощи извне победу над режимом президента Башара Асада одержать не удастся. При этом Вашингтону не хотелось бы в очередной раз в одиночку брать на себя роль "плохого парня" и начать открыто и масштабно поддерживать сирийскую оппозицию, рискуя обострить и без того непростые отношения с Россией.
Нынешнее положение дел, когда оппозиционеры не могут прийти к внутреннему согласию и создать более или менее внятную команду для переговоров, также никого не устраивает. Кроме того, не помогает делу и лозунг "Асад должен уйти", вызывающий резкое отторжение у официального Дамаска, который вполне справедливо полагает, что сирийцы должны сами разобраться, какой лидер им нужен.
Поэтому, как представляется, основной задачей Керри в ходе турне по Европе и Ближнему Востоку является сбор информации, которая будет подвергнута тщательному анализу в американской столице. На ее основе и будет разрабатываться дальнейшая стратегия США в отношении Сирии. Позиция России в "копилке" госсекретаря уже есть.
Кроме того, американцы, наконец, обратили внимание на то, к чему Москва привлекала их внимание уже очень давно – росту числа экстремистов в рядах сирийской оппозиции. Возможно, у прежнего главы госдепартамента США Хиллари Клинтон до этой проблемы просто не дошли руки, теперь, по всей вероятности, с ней предстоит разбираться Керри.
Российско-американские дети
На встрече в Берлине была также поднята тема, которая стала в последнее время одним из основных камней преткновения в российско-американских отношениях – гибель российских детей в американских приемных семьях.
После переговоров Лавров заявил журналистам, что Керри заверил его в том, что лично примет необходимые меры для обеспечения американцами российской стороне прозрачности и подотчетности в сфере усыновления детей из России.
"Мы подробно обсуждали проблемы с усыновленными российскими детьми. Джон Керри признал, что эти проблемы не надуманы, а они реальные, и заверил, что лично будет принимать все необходимые меры для того, чтобы в этой сфере в США наладить полную транспарентность для нас и подотчетность", – сказал Лавров.
Позднее источник в российской делегации, присутствовавший на встрече Керри и Лаврова, отметил, что слова главы американской дипломатии звучали очень убедительно. Керри дал Лаврову обещание, что будет лично контролировать каждый случай гибели российских детей в американских приемных семьях и добиваться от властей штатов предоставления госдепу США полной информации для передачи российской стороне.
По словам источника, Хиллари Клинтон также неоднократно давала такие обещания, но не воплощала их в жизнь. Керри же не производит впечатление человека, бросающего слова на ветер, отметил дипломат.
И другие актуальные вопросы…
На двухчасовой встрече, даже при трудоспособности таких зубров дипломатии, как Лавров и экс-глава сенатского комитета по международным делам Керри, трудно обсудить все вопросы, стоящие на повестке дня отношений России и США, однако основные темы затронуты были.
Стороны не обошли вниманием и "раздражители" в российско-американских отношениях, в том числе так называемый закон Магнитского.
"Разговор, по-моему, конструктивный. Я почувствовал желание моего коллеги Джона Керри выстраивать наши отношения в русле партнерства, не закрывая, конечно, глаза на те вопросы, которые являются раздражителями в наших отношениях", – сказал по итогам встречи Лавров.
"Есть ощущение, что вторая администрация Барака Обамы в том, что касается внешнеполитической линии, возглавляемой Джоном Керри, будет стремиться играть более конструктивную роль по всем этим направлениям", – подчеркнул российский министр.
Вместе с тем, Лавров пояснил, что в ситуациях, когда интересы Москвы и Вашингтона совпадают, стороны намерены продвигаться вперед. "Обсуждалась в этом контексте развивающаяся ситуация под названием "арабская весна". Это и Сирия, и то, что происходит в соседних странах, и наше взаимодействие по иранской ядерной программе, по ядерной проблеме Корейского полуострова, Афганистану, ближневосточному урегулированию", – отметил он.
Мужской разговор
Как отметили и в российской, и в американской делегациях по окончании переговоров Лаврова и Керри, по первой встрече глав внешнеполитических ведомств двух стран сложно с уверенностью говорить о том, что РФ и США взяли курс на улучшение серьезно осложнившихся в последнее время двусторонних отношений.
Однако обнадеживающим можно считать тот факт, что министры не жали символические кнопки (на которых к тому же красовались ошибочные надписи), а провели нормальные рабочие переговоры.
В окружении Лаврова шутят, что теперь у российского министра появился в США визави, с которым можно поговорить "как мужчина с мужчиной". Глава российского МИД очень уважает своих прежних коллег – Кондолизу Райс и Хиллари Клинтон, однако с нескрываемым удовольствием приступил к работе с Джоном Керри, с которым давно лично знаком и имеет хорошие личные отношения.
Безусловно, последнее не означает, что Соединенные Штаты немедленно пойдут навстречу России абсолютно по всем вопросам, однако можно предполагать, что американская дипломатия начнет движение от идеологизированности к конструктивности.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции