МОСКВА, 26 фев — РИА Новости, Ольга Липич. Масленичная неделя, которую в Церкви называют подготовкой к последующему Великому посту и встречают традиционно за восемь недель до главного православного праздника Воскресения Христова (Пасхи), в этом году, как и Пасха, будет "поздней" и начнется 11 марта.
Согласно календарю Русской православной церкви, Пасха (в этом году — 5 мая) может выпадать в текущем столетии на воскресенье в период с 4 апреля по 8 мая. Соответственно и масленица, наступающая примерно за два месяца до Пасхи, приходится на февраль или март.
Название и суть
Вопреки расхожему мнению, масленица — название не языческое, а вполне христианское, поскольку указывает на пищу, разрешенную в последнюю неделю перед Великим постом, который в этом году наступает 18 марта. Древняя византийская традиция говорит о "сырной седмице" (неделе) перед постом, но на Руси, когда на ее земли пришло христианство, больше употребляли другие молочные продукты, из которых самым похожим на сыр было масло.
"Время празднования масленицы строго связано с Пасхой, ибо масленица — последняя неделя перед постом и начинается ровно за восемь недель до Пасхи. С точки зрения церковного устава, масленица — это уже полупост. В масленицу уже нельзя есть мясо, но можно во всякий день другие непостные, молочные продукты — пост в среду и пятницу отменяется. Также на масленицу в среду и пятницу совершается особое длительное богослужение, подобное великопостному, с многочисленными земными поклонами. Идея церковного устава состоит в том, чтобы постепенно подвести христианина к Великому посту", — рассказал РИА Новости профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.
Великий пост же готовит верующих к встрече главного христианского праздника — Пасхи, от даты которой каждый год отсчитывается начало поста (за семь недель до Пасхи) и начало масленицы (за восемь недель).
Календари
И в восточной (православной), и в западной (католической) традициях Пасха отмечается по лунному календарю, потому что именно по лунному календарю определялась дата иудейской Пасхи (Песаха — в память об исходе евреев из египетского рабства) еще в ветхозаветные времена, — и так встречал праздник Иисус Христос с учениками. Согласно Новому завету, в четверг вечером 14 числа лунного месяца нисана Христос совершил с учениками ветхозаветную Пасху, затем первую евхаристию (причащение хлебом и вином), в пятницу был распят, а на третий день воскрес.
В христианском мире единые правила празднования Пасхи (уже христианской — в память о Воскресении Христовом) были установлены на I Вселенском соборе в Никее в 325 году. Пасха празднуется в первый воскресный день после полнолуния, которое наступает в день весеннего равноденствия или после него.
Паcхалия (методика расчета даты Пасхи) была более-менее единой на Востоке и на Западе, пока в XVI веке папа Римский Григорий XIII не предпринял календарную реформу (по его имени и был назван новый календарь — Григорианский). Цель реформы состояла в том, чтобы скорректировать нарастающую разницу между астрономическим годом и календарным (по использовавшемуся до того Юлианскому календарю). Переход Католической церкви на Григорианский календарь изменил принципы установления дня Пасхи в странах с католическим большинством.
Особенности григорианского календаря >>
Православная же церковь продолжает пользоваться прежней пасхалией, именуемой Александрийской. Один из ее аргументов — в том, что григорианская Пасха иногда опережает еврейскую, что противоречит канонам Вселенских соборов.
Теперь восточная и западная пасхалии могут совпадать, быть близки или, как в этом году, предельно расходиться. В 2013 году у католиков одна из самых ранних возможных дат встречи Пасхи — 31 марта, а у православных — одна из самых поздних — 5 мая.
Примерно в 45 % случаев католическая Пасха наступает на неделю раньше православной, в около трети случаев — совпадает, и порядка в четверти случаев разница составляет 4-5 недель. В XXI веке в один день православные и католики отмечали Пасху в 2001, 2004, 2007, 2010 и 2011 годах. Затем даты празднования совпадут в 2014, 2017, 2025 и 2031 годах.
Многие протестантские церкви перешли на григорианский метод определения Пасхи. В странах же с преобладанием христиан другой конфессии протестанты преимущественно отмечают Пасху вместе с большинством верующих (например, в России — вместе с православными, 5 мая).
Масленица и карнавал
"Существуют определенного рода расхождения между церковным и народным пониманием масленицы… В народном восприятии, что на Востоке, что на Западе, в средневековой культуре и позднее масленица часто становилась временем бесконтрольного поведения. Это, может быть, и было оправдано в эпоху средневековья — как писал Михаил Бахтин, это было естественным проявлением смеховой культуры, поиска радости. Но в наше время — комфортное и мало стесненное в гастрономическом отношении — воспринимать масленицу как период разгула свойственно в основном людям нецерковным. И это один из критериев, по которым различается сегодня формально православное большинство от реально воцерковленного меньшинства", — отметил профессор Московской духовной академии.
Традиции проведения последних дней перед постом в западном мире весьма схожи с нашей масленицей — перед Пепельной средой, когда в латинском обряде начинается Великий пост (в этом году 13 февраля), проходит карнавал. Одна из самых распространенных версий происхождения этого термина — сочетание слов "carne" (мясо) и "vale" (прощание) или "levare" (удалять), складывающихся по смыслу в "прощание с мясом". Только в отличие от православия, где с мясом прощаются перед масленицей (в так называемое "мясопустное" воскресенье, в этом году 10 марта), в западном мире во время карнавала мясо как раз едят.
Кульминация карнавала — "жирный вторник" (в этом году был 12 февраля), накануне великопостной Пепельной среды. А время начала карнавала зависит от местных народных традиций, обычно он начинается за неделю до Пепельной среды. Наиболее известны карнавалы, проходящие в Венеции и Рио-де-Жанейро.
Христианство и язычество
Нехристианские традиции славянской масленицы, как и западного карнавала, восходят к языческим обычаям, связанным с проводами зимы и встречей весны.
"У протестантов любой традиции, включая лютеранскую, нет жесткого календаря постов и нет празднования масленицы или карнавала. Есть даже определенная настороженность: где грань между христианской и языческой традицией в действиях, которые происходят в период карнавала или масленицы? В умах некоторых граждан это все-таки язычество: сжигают чучело зимы, прыгают через костер, скандируют "Зима, уходи!" — пояснил управляющий делами Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ — крупнейшая протестантская, пятидесятническая организация России) епископ Константин Бендас.
По словам же представителя Русской православной церкви, сжигание чучела зимы для современных россиян — не более, чем этнография или элемент коммерческого шоу. "Когда-то это действо имело религиозный оттенок, и как рудимент Церковью осуждалось. Но я не встречал в наши дни людей, для которых это имело бы религиозный, языческий характер", — сказал протоиерей Максим Козлов.
Блины, некогда воспринимавшиеся как языческий символ солнца, с христианизацией Руси стали просто традиционной праздничной пищей в "сырную неделю", как куличи и пасха в праздник Воскресения Христова.
Священнослужители призывают не воспринимать масленицу как сатурналии, не упиваться в эти дни, а почаще приходить в храм, где уже звучат песнопения, напоминающие о скором наступлении Великого поста.
По словам представителя РПЦ в Страсбурге игумена Филиппа (Рябых), причина радости христианина в дни масленицы не в том, что заканчивается зима и наступает весна, а в размышлении о будущем торжестве Божией правды и любви. И сегодня отмечать масленицу стало распространенной традицией не только в России, на Украине и в Белоруссии, но и в дальнем зарубежье. К этому подключаются российские посольства, праздники устраиваются в культурных центрах, при храмах РПЦ за рубежом.
Прощение и память
По церковному учению, во время масленичных встреч и празднований люди должны найти возможность примириться, если они были в ссоре или вражде, обновить родственные, дружеские связи и простить обиды друг другу. Не случайно кульминация масленицы наступает в Прощеное воскресенье (в этом году 17 марта), им масленица и завершается.
В Прощеное воскресенье в храмах после вечернего богослужения совершается особый церковный чин прощения, а в течение дня верующие традиционно просят друг у друга прощения за все, чем могли обидеть, чтобы вступить в Великий пост с чистой душой, примирившись со всеми.
"Не нужно превращать чин прощения в благочестивый обряд, за которым ничего не стоит, лучше попросить прощения у тех, перед кем ты действительно виноват", — посоветовал протоиерей Максим Козлов. В преддверии поста принято молитвенно вспомнить и об умерших: перед началом масленицы установлен особый день общецерковного поминовения усопших — Вселенская мясопустная родительская суббота, в этом году она выпадает на 9 марта.