Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
Скандал с обнаружением конины в мясных продуктах Евросоюза добрался до России. Чтобы россияне не наелись невзначай конины, главный санитарный врач РФ Геннадий Онищенко призвал отказаться от импортных гамбургеров и лазаньи и полностью перейти на российское мясо. Но, как выясняется, от лошадиной ДНК мясной патриотизм нас не спасет.
Несъедобная ДНК
Сначала лошадиное ДНК было обнаружено в испанских и ирландских бургерах. Затем конское мясо оказалось во французской лазанье, мясо для которой шло из Румынии. А потом пошло-поехало по всей Европе, где, казалось, чистой говядины не осталось — вся с примесью конины.
Европейские едоки не то чтобы категорически отказывались есть конину. Люди обижались лишь на то, что насчет конины их не предупреждали, писали на этикетке или в меню "говядина" вместо того, чтобы честно написать "говядина с примесью конины".
Роспотребнадзор спешно разработал "программу по защите прав потребителей и охраны здоровья населения", которая предотвратит попадание такой говядины на российский рынок. А глава ведомства Геннадий Онищенко высказался по этому поводу еще радикальнее: "Пользуйтесь только российскими продуктами, полуфабрикатами. Хотя это может быть и трудно. Воздержитесь от лазаньи и гамбургеров. Сегодня можно купить и российское мясо. Православным будет легче, так как скоро начнется пост. Но в любом случае, разумная предосторожность никому не повредит".
Вообще-то в этом призыве просматриваются признаки некорректности. Конина все-таки традиционная еда части россиян-мусульман, и для них слова государственного деятеля о том, что разумный человек остережется брать ее в рот, могут быть обидными. Но дело не в словах, — все знают и уже давно привыкли к ораторским приемам Геннадия Онищенко, — дело в том, что даже полный запрет импорта мяса из ЕС не может быть гарантией того, что мы не съедим конину вместе с говядиной или свининой.
Южноамериканские гаучо и белорусские ковбои
В сложившейся на настоящий момент обстановке — в отрасли и стране в целом — российские импортеры конины делиться секретами своего бизнеса готовы только на условиях анонимности.
"Конина — товар не "квотный", и ввозить ее может любой, но промышленного мясного коневодства нет, это миф. Основной мировой поставщик конины — Латинская Америка, прежде всего Аргентина, Уругвай, Парагвай, в меньшей степени Чили, где на мясо идут лошади, отбракованные в коневодстве. Что касается "румынского следа" в европейском скандале с кониной, то я, честно говоря, вообще не могу припомнить каких-либо румынских предложений на нашем мясном рынке", — говорит представитель департамента закупок и продаж одной из санкт-петербургских компаний, крупного отечественного импортера конины.
По его словам, отечественный рынок конины сравнительно невелик, поэтому нет и достойного предложения. Правда, среди импортного мяса, приходящего в Санкт-Петербург, пропорция говядины и конины не такая уж маленькая — примерно 15:1. Но питерский рынок специфический, тут большой морской порт, конина идет в Россию из Латинской Америки морем, и отсюда расходится дальше по стране и ближнему зарубежью. Основные потребители на этом рынке — покупатели из Средней Азии и отечественные колбасные предприятия.
Хотя рынок конины сравнительно небольшой, поставки конины в Россию не ограничиваются только Латинской Америкой. Достаточно набрать в любом поисковике слово "конина", чтобы убедиться в этом. Например, белорусский фермер Александр предлагает живых лошадей на забой по 90 руб/кг. Кто покупает? Александр говорит, что берут в основном покупатели из Казахстана. А на вопрос, откуда он сам берет лошадей, отвечает коротко и емко: "У людей скупаю".
Курс конины
"Если мы начнем выделять ДНК из отечественной мясной продукции, тоже найдем много разных ДНК — и лошадей, и сои, и много еще кого. Конструкторы фарша (есть такая профессия, очень, кстати, уважаемая) не считают зазорным добавлять конину для увеличения постности продукта. То же самое касается и колбасы. В конине меньше холестерина, чем в говядине и свинине, и в этом плане это мясо диетическое", — говорит питерский импортер.
Но кроме гастрономических соображений, технологи, по его словам, руководствуются и чисто экономической выгодой. Конина дешевле говядины и свинины. Если не брать самые дорогие деликатесные и самые дешевые части туши, то на сегодня оптовые цены закупок на импортную говядину колеблются в пределах 164 — 220 руб/кг, свинину — 145 — 200 руб/кг, а конину — 141 — 179 руб/кг.
"Я помню случаи, когда в нулевые годы при подорожании говядины и свинины главный технолог предприятия по выпуску пельменей просил закупать побольше конины. И на 120 т говядины в месяц оно закупало 20 т конины. Только так можно было снизить цену на конечный продукт и удержать его на полках магазинов", — вспоминает он.
По его словам, когда цены на импортную говядину были особенно невыгодными, некоторые отечественные производители даже делали тушенку из более дешевой конины, но на банке писали "говядина". О том, что они сами могли добросовестно заблуждаться, мол, мы покупали говядину, а нас обманули, подсунув конину, даже говорить смешно.
"Что бы ни написали в сопроводительных документах или на коробках с мясом, перепутать конину с говядиной невозможно. Желтый жир, темное мышечное волокно. Конину за километр видно", — говорит питерский эксперт.
Вот и выходит, что бизнес производителей мясных продуктов на конине простой, как котлета для гамбургера. Растет курс доллара, — производители, чтобы удержаться на рынке, прибавляют конины в говядину или свинину. Если же курс падает — конины можно подмешивать меньше. Все остальное, включая торговые барьеры Роспотребнадзора и призывы его главы есть отечественные гамбургеры, тут не работают. Снизить потребление россиянами замаскированной конины реально может только одно. Крепкий рубль.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции