МОСКВА, 22 фев - РИА Новости, Мария Токмашева, Ирина Гордон. Ушел из жизни Алексей Герман-старший, который заслужил звание Великого, сняв всего 5 фильмов. Шестой - "Историю арканарской резни" по "Трудно быть богом" братьев Стругацких - он доделать не успел. Также на этой неделе обсуждали победителей Берлинского кинофестиваля, который закончился в воскресенье, а Первый канал объявил, что Россию на конкурсе "Евровидение" будет представлять победительница шоу "Голос" Диана Гарипова.
Трудно быть Германом
В четверг ушел из жизни режиссер Алексей Герман, мастер кинематографа, ставший классиком еще при жизни. Над последней своей картиной - экранизацией романа братьев Стругацких "Трудно быть богом" он работал больше 13 лет, но так и не успел доделать. Премьера последнего фильма Германа пройдет уже без него.
Алексей Герман родился в семье известного советского писателя Юрия Германа. Закончил мастерскую Григория Козинцева в Ленинградском театральном институте имени Островского, работал в театре с Товстоноговым, но в 1964 году ушел работать на киностудию "Ленфильм", с которой впоследствии и будет связана вся кинематографическая жизнь Германа. Сложная и противоречивая.
Алексей Герман - режиссер, воскресивший прошлое >>
Первой самостоятельной работой режиссера (в 1967-м вышел фильм "Седьмой спутник", но над ним Герман работал в соавторстве с Григорием Ароновым) стала картина "Операция "С Новым годом!" по одноименной повести Юрия Германа. Снята она была в 1971 году, но тогда не прошла цензуру и вышла на экраны под названием "Проверка на дорогах" только с началом перестройки - в 1986-м. В 1987-м за этот фильм и за две предыдущие (по дате выхода) картины "Двадцать дней без войны" и "Мой друг Иван Лапшин" Герман был удостоен приза критики Роттердамского кинофестиваля. В 1988-м "Проверка на дорогах" получили Госпремию.
6 фильмов Алексея Германа-старшего >>
Фильм "Мой друг Иван Лапшин" тоже имел непростую судьбу. Сценарий картины был написан еще в 1969 году по одноименной повести Юрия Германа, а через десять лет - когда начались съемки фильма - Алексей Герман решил этот сценарий переписать. В итоге свет увидел фильм только в 1984-м.
Тяжелой была судьба и картины "Хрусталев, машину!". Фильм долго не могли снять из-за перебоев с финансированием, премьера картины состоялась в основном конкурсе Каннского кинофестиваля 1998 года, где фильм был абсолютно не понят зрителями и зарубежными критиками. В то время как российская критика, наоборот, с восторгом приняла новый шедевр Германа, а отечественные киноакадемики удостоили его шести статуэток "Ника".
Многие друзья и коллеги называли Германа принципиальным мастером, перфекционистом, он долго снимал, обращал внимание на мельчайшие детали, создавал кино так, как можно было это делать только в XX веке - дотошно, кропотливо, по крупицам собирая образы, истории и смыслы. "История арканарской резни", начатая им ровно в начале XXI века, затянулась на долгие 13 лет. Он все время его доделывал и переделывал, доснимал и переснимал - искал точное прочтение грандиозного труда Стругацких. Семья обещает, что последняя работа Германа все-таки дойдет до зрителя, а не останется на полке на долгие годы, как уже не раз бывало с его картинами.
Цыганская правда Берлинале
В воскресенье, 17 февраля, завершился Берлинский кинофестиваль, с которого без наград уехал фильм Бориса Хлебникова "Долгая счастливая жизнь". Несмотря на удивительную точность, мощь и лаконичность отражения российской жизни, на международной площадке, увы, фильм потерял свой контекст и был не понят зарубежными зрителями и членами жюри.
Хотя по качеству выполненной работы "Долгая счастливая жизнь" вполне могла претендовать на "медведей". Награды достоин был и исполнитель главной роли Александр Яценко, и оператор Павел Костомаров. Правда, два года назад Костомаров уже получал "медведя" за фильм Попогребского, и это, конечно, не могло не сказаться на раскладе 2013 года. В итоге операторскую награду отдали казаху Азизу Жамбакаеву за работу над фильмом "Уроки гармонии".
Эта абсолютно ученическая, сделанная с большими фестивальными амбициями лента Эмира Байгазина отчего-то сразу вызвала восторг зарубежных зрителей, хотя качество ее оставляет желать лучшего. Но основной конкурс нынешнего Берлинале почти полностью состоял из фильмов, в которых во главу угла ставилась острая проблематика (однополая любовь, тяжкое подростковое взросление, кризис людей преклонного возраста), зачастую сильно уступая качеству работы. И здесь стоит отдать должное жюри, которое отметило наградами действительно самые приличные картины конкурса.
Единственным политическим призом оказался "Серебряный медведь" за сценарий, который отправился заключенному иранскому режиссеру-оппозиционеру Джафару Панахи. Исполнительницей лучшей женской роли стала Паулина Гарсиа, поразившая критику своей органичной игрой заводной, остроумной 58-летней Глории в одноименной ленте чилийского режиссера Себастьяна Лелио. Многие прочили ему и режиссерского "медведя", но награда совершенно неожиданно ушла американскому режиссеру Дэвиду Гордону Грину, снявшему незатейливую ленту о мужской дружбе "Повелитель лавин".
Два первых приза - "Золотой медведь" и гран-при жюри по праву достались двум самым сильным картинам конкурса. В обеих - актуальная социальная проблематика: румынская "Поза эмбриона" Калина Питера Нецера рассказывает о деспотичной матери, которая "отмазывает" от тюрьмы своего великовозрастного сына, сбившего на дороге ребенка; "Случай из жизни сборщика железа" Даниса Тановича повествует о цыганах, живущих на окраине Боснии и перебивающихся сбором металлолома. Но если картина Нецера представляет собой вполне рядовое кино румынской новой волны, то фильм Тановича - настоящий документальный эксперимент, где сами же цыгане, непрофессиональные актеры снимали свою нелегкую жизнь на видеокамеры. Заслуги исполнителя главной роли в этом фильме - того самого сборщика железа - Назифа Мужича жюри Берлинале отметило актерским "медведем", подчеркнув тем самым, что на нынешнем фестивале галерея мужских образов была крайне скудна, а непрофессионал Мужич показал ту самую правду жизни, сыграть которую профессиональные актеры могут все реже.
"Голос" за "Евровидение"
Первый канал, являющийся вещателем "Евровидения-2013" на территории РФ, во вторник объявил о том, что в этом году на международный конкурс песни в Швецию отправится победительница музыкального телепроекта Первого канала "Голос" - Дина Гарипова. Разговоры о том, что она и станет российским конкурсантом "Евровидения" ходили еще давно, так что сюрпризом заявление канала не стало. Да и какой смысл было устраивать национальный российский отбор, когда, по большому счету, "Голос" и стал этим отбором. В финале конкурса, в конце декабря, за 21-летнюю Дину из Зеленодольска зрителями было отдано 54,1% (927 282 человека) из более чем 1,7 миллиона звонков и SMS-сообщений - это ли не всенародная любовь?
Самые яркие российские участники "Евровидения" >>
Как обещает наставник Гариповой по "Голосу" Александр Градский, певица покажет себя в Швеции безупречно, а эксперты - от музыкального критика Артура Гаспаряна до продюсера единственного российского победителя "Евровидения" Димы Билана Яны Рудковской - считают, что за этот выбор России не будет стыдно во время конкурса. Более того, они - видимо, уже забыв о "Бурановских бабушках" - утверждают, что такой искренности и простоты "Евровидению" давно не хватало - и это дает Гариповой неплохие шансы если не на победу, то хотя бы на достойное место по итогам финала.
Презентацию песни What If, с которой Гарипова выступит на "Евровидении", Первый канал анонсировал на 24 февраля. Написана она при участии шведских продюсеров и рок-музыканта Леонида Гуткина, известного своей работой в рок-группе "Автограф". Авторство шведов также внушает оптимизм, поскольку в последнее время на "Евровидении" побеждали именно со шведским материалом. Правда, пока еще совсем ничего неизвестно о шоу, от которого на "Евровидении" зависит очень многое, но нет сомнений, что "Первый" придумает что-то грандиозное.