Наталия Григорьева
Несколько дней назад в сети появился долгожданный тизер сериала "Ганнибал", выход которого намечен на апрель текущего года. Ждут очередную версию истории о психиаторе-каннибале в основном из-за того, что роль доктора Лектора исполняет датчанин Мадс Миккельсен. Это имя прогремело на весь мир после Каннского кинофестиваля-2012, где он был назван лучшим актером. Спустя почти год у российских зрителей, наконец-то, появится возможность увидеть картину, роль в которой принесла Миккельсену заветную Серебряную премию – в прокат выходит "Охота" Томаса Винтерберга.
Лукасу 40 лет, он живет в маленькой датской деревушке и переживает последствия тяжелого развода, а точнее расставание с сыном-подростком Маркусом, которого бывшая жена увезла с собой в другой город. Оставшись в одиночестве, мужчина налаживает холостяцкий быт, с надеждой смотрит в светлое будущее и с головой уходит в любимую работу. Трудится Лукас воспитателем в детском саду, его обожают и маленькие подопечные, и коллеги - одна из них, красавица по имени Надя, даже не прочь закрутить с свежеиспеченным холостяком роман – и друзья, в числе которых сосед Тео, его жена и дочка Клара. Девочка ходит в тот же детский сад и с завистью наблюдает, как герой Миккельсона играет с мальчишками из его группы. Дома на нее не обращают внимания: родители заняты выяснением отношений, у старшего брата "переходный возраст, трудный характер". И только Лукас всегда оказывается рядом – то доведет до дома, то отведет с утра в детский сад. Ребенок выражает свою благодарность, как умеет: рисует открытку с сердечками и даже пытается поцеловать мужчину, который в ответ объясняет Кларе, что признаваться в любви она должна своим сверстникам. Поступив профессионально, он смертельно обижает 5-летнюю девочку, которая недолго думая идет к воспитательнице Грете и, заливаясь слезами, бормочет имя Лукаса вперемешку со словами из порнофильма – спасибо брату-подростку. Работники детского сада звонят родителям, те зовут психолога, он беседует с Кларой, которая то повторяет сказанное ранее, то отказывается от своих слов – Лукаса на всякий случай объявляют педофилом.
Несмотря на то, что для зрителя в этой истории нет загадок, и невиновность героя не вызывает сомнений, "Охоту" никак иначе как психологическим триллером не назовешь. Винтерберг делает действие похожим на затяжной кошмарный сон героя, от которого невозможно проснуться. Атмосфера террора, ужаса, недоверия, изоляции, в которой в мгновение ока оказывается Лукас, заполняет экранное пространство. Вчерашние друзья оборачиваются врагами, все двери оказываются закрыты, от словесных угроз до физической расправы – один шаг. Поведение жителей города, устраивающих травлю своего соседа, поначалу вызывает лишь естественное негодование. Но эта непростая в этическом смысле ситуация с течением времени перестает быть однозначной, стоит только представить ее частью своего мира. Становится понятно, что презумпция невиновности не действует и превращается презумпцию вины, когда есть хоть малейшая вероятность того, что насилие над ребенком имело место.
Мадс Миккельсен проходит путь от успешного красавца в самом расцвете сил до загнанного зверя, которого избивают посреди улицы, который становится чужим среди своих, который отчаянно хочет быть услышанными – но все вокруг намеренно затыкают уши. А когда он, наконец, решает применить необходимую силу и дать отпор, оказывается, что момент упущен, и все сделанное, как и все сказанное, будет отныне использовано против него. А вот дебютант Лассе Фогельстрём в роли сына Лукаса так и стоит на своем, оставаясь единственным, кто верит и не требует доказательств. Его Маркус бьется за отца на кулаках, как по другую сторону баррикад бьются жители города за своих детей – абсолютно зеркальная ситуация. И вроде бы в очередной раз убеждаешься, что некого винить, а запуганные, растерявшиеся люди заслуживают прощения. Режиссер даже дает им время на искупление, пуская стандартный титр "Прошел год". После чего обрушивает на зрителя обезоруживающий открытый финал, сообщающий, что этой охоте конца не будет.