МОСКВА, 16 фев — РИА Новости, Елена Чишковская. Мариинский театр под управлением Валерия Гергиева показал свою постановку оперы "Пеллеас и Мелизанда" Клода Дебюсси на фестивале "Золотая маска" в рамках проекта "Премьеры Мариинского театра в Москве".
"Пеллеас и Мелизанда", созданная Дебюсси по одноименной драме Мориса Метерлинка, — редкий гость на отечественных оперных сценах. В новейшей истории России на ее постановку в 2007 году решился только Музыкальный театр Станиславского и Немировича-Данченко, пригласив французскую постановочную команду — режиссера Оливье Пи и дирижера Марка Минковски.
В 2012 году, когда весь мир отмечал 150-летие со дня рождения композитора, Мариинка стала вторым российским театром, в репертуаре которого появилось это название. И хотя на "Золотую маску" постановка не претендует ни в одной категории, ее эксклюзивность была уже достаточным основанием для московского показа на исторической сцене Большого театра.
Причина, по которой эксперты отказали мариинскому "Пеллеасу" в праве на "Маски", стала ясна достаточно быстро. Постановка, осуществленная британской командой во главе с режиссером Даниэлем Креймером, выдающимся театральным событием явно не является.
Символистскую атмосферу сумеречного запустения удалось создать художнику Джайлсу Кейдлу. Бетонные плиты, которыми выложены стены, серый пол, ветхая конструкция из лестницы и смотровой площадки (она же башня), таинственные рельсы, уходящие в никуда — все это могло бы послужить хорошей основой для метерлинковской многозначности. Но находки художника срабатывали далеко не всякий раз из-за слишком прямолинейного светового решения (художник по свету Питер Мамфорд), костюмов, взятых, как казалось, "из другой оперы" (Майкл Красс), а главное — не продуманной работы режиссера, который так и не смог решить — кто его герои и в чем их драма.
В оправдание Креймеру можно сказать, что поставить эту оперу, гармонично воплотив метерлинковские образы, которые гениально передал в музыке Дебюсси, и в самом деле очень сложно. Найти оригинальное сценическое решение Креймеру не удалось, а перевод действия в плоскость понятной и телесной реальности лишил эту загадочную историю любви и страдания ее неуловимого мерцающего флера и недосказанности. В данном случае, происходившее на сцене можно было бы описать словами: "Бытовое убийство на почве ревности".
Перед показом Валерий Гергиев рассказал журналистам, что в спектакле заняты молодые солисты труппы, отметив также, что они весьма сильны во французском — языке, на котором исполняется опера.
Надо признать, что троица главных героев — Анастасия Калагина (Мелизанда), Андрей Бондаренко (Пеллеас), Евгений Уланов (Голо) — действительно хорошо освоили материал. Чувствовались и занятия с педагогом по языку. Однако же настоящего вживления, когда пение становится естественным, словно дыхание, тут не было. А отсутствие актерской работы, увы, ни в одном из героев не было компенсировано хотя бы личной харизмой исполнителя.
Наиболее благоприятное впечатление произвел оркестр под управлением Валерия Гергиева. Игру на полутонах, на оттенках чувств дирижер уловил точно — оркестр звучал аккуратно и сдержанно. Но для успеха спектакля этого было явно мало.
"Пеллеас и Мелизанда" — лирическая драма, в основу либретто которой была положена одноименная пьеса Мориса Метерлинка. Мировая премьера оперы состоялась в 1902 году в Париже. В России эту оперу поставили в Петроградском театре музыкальной драмы в 1915 году. С тех пор на протяжении почти ста лет в северной столице ее постановок не было. Премьера в Мариинском театре состоялась 13 апреля 2012 года и была приурочена к 150-летию со дня рождения композитора.
Проект "Премьеры Мариинского театра в Москве" проводится в рамках фестиваля "Золотая Маска" с 2006 года. Каждый приезд петербургской труппы и оркестра под управлением Валерия Гергиева в Москву становится кульминационным событием в театральной жизни столицы. Московская публика получает возможность познакомиться с наиболее интересными спектаклями коллектива, премьеры которых состоялись в предыдущем сезоне. Показ спектаклей проходит на лучших московских сценах — в Большом театре и Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.