Светский обозреватель Анна Горбашова
Традиционным капустником отметил свой 76-й день рождения Центральный Дом актера им. А.А. Яблочкиной. В год 150-летия со дня рождения Константина Станиславского, капустник под названием "Верю!" артисты посвятили великому русскому режиссеру и педагогу.
Поздравить родной дом и почтить память Станиславского пришли актеры: Вениамин Смехов, Алексей Кортнев, Валентина Талызина, Аристарх Ливанов, Борис Клюев, Виктория Лепко, Ольга Прокофьева, Анатолий Белый, Михаил Полицеймако, Эвклид Кюрдзидис, а также автор-исполнитель Сергей Никитин, телеведущая Кира Прошутинская, режиссер Андрей Житинкин.
Центральное место в первом ряду заняла вдова первого президента России Наина Ельцина. В ногах у Наины Иосифовны немедленно присел танцовщик Николай Цискаризде. Цискаридзе что-то нашептывал Ельциной вплоть до появления на сцене детей в нарядах 19-го века. Дети исполнили менуэт. В конце танца ребята застыли, построившись якобы для коллективной фотографии, и самый маленький танцор лет 6 пропищал: "Верю!". Его голоса практически не было слышно, но появившиеся на сцене директор ЦДА Игорь Золотовицкий и исполнительный директор Александр Жигалкин быстро разъяснили, кто тут Станиславский.
"Сейчас у нас идет неостановимая "акция по отъему денег у театров", как это назвали в интернете, для ремонта ЦДА, - подняли наболевший вопрос ведущие. – Сегодня в зале присутствуют меценаты, которые просто так дали нам денег".
Идея собрать с миру по нитке принадлежит, по словам Золотовицкого, члену правления ЦДА Николаю Цискаризде. Всех меценатов призвали на сцену для вручения наград. Ордена "За сохранения культурного наследия" гендиректорам различных российских предприятий вручал худрук театра "Ленком" Марк Захаров.
"Нигде в мире не было таких меценатов, как Морозов, Рябушинский, Прохоров - не сегодняшний, а прошлых лет. Замечательно, что появились новые люди", - порадовался Захаров.
"Если среди вас есть меценаты, ордена найдутся всем. Коля, пройдись по рядам!" - призвал Цискаридзе Золотовицкий.
Первой Дом актера поздравила Элина Быстрицкая. Со словами: "Вы вытерпите, если я спою?" артистка спела романс "Я помню вальса звук прелестный" под бурные аплодисменты зала.
"Мы питерцам скажем привычно: "Спасибо друзья, что пришли!" - проанонсировали ведущие выход Санкт-Петербургского театра пластики рук "Hаnd madе". От лица "питерских" выступили также актеры Андрей Ургант и Андрей Максимков. Они разыграли знаменитый этюд про швею, который Станиславский выдумал для "борьбы с зажимами".
Учитывая, что день рождения ЦДА совпал с Днем всех влюбленных, актеры закончили свое выступление призывом: "Святого Константина день пора нам учредить и праздновать во век!". "Эх, нажрусь я, как скотина, в День Святого Константина!" - пообещал Ургант, и зал его радостно поддержал.
По случаю юбилея Станиславского Золотовицкий и Жигалкин подготовили видеоинтервью с ученицей оперной студии Станиславского при Большом театре, 104-летней Ольгой Коляденко. Смонтировали, естественно, в шутливой форме: "Да нет никакой Системы… И про вешалку не помню, чтоб он говорил… Это кто-то потом говорил, что он говорил".
Актер Вадим Жук зачитал свое открытое письмо к Станиславскому: "Следовать вашему учению опасно, взять ту же паузу… Бывали случаи, когда зрители принимали паузу за антракт и уходили туда, где кончается театр".
Солисты "Геликон - оперы" представили публике "мировую премьеру" системной оперы "Путем зерна". Речь, разумеется, шла о "зерне" роли.
Появление на сцене двух худруков - театра Сатиры и "Ленкома" - Александра Ширвиндта и Марка Захарова сразу произвело фурор. Они могли бы ничего и не говорить, просто стоять, всем своим видом выражая...
Грудой дел, надоевших кошмарно,
День отошел, постепенно стемнев.
Двое на сцене - я и Марек.
И портрет Станиславского на стене…
Перефразируя Маяковского взял пафосную ноту Ширвиндт.
"Двое на сцене - я еще кто-то... - посмотрев на портрет Станиславского поправил Ширвиндта Марк Захаров, - и один из моих коллег". Ширвиндт стал жаловаться на тяжелое положение в культуре. Роль оптимиста с трагическим лицом исполнял Захаров.
"Ты - пессимист, а мне абсолютно ясно, что скоро с культурой все будет прекрасно, раз уж приехал к нам Депардье", - резюмировал Марк Анатольевич.
Ширвиндт не унимался: "А наши могли бы, как Корвалана, Жерара хотя б на меня обменять".
После выступления худруки домой не ушли, как этого следовало ожидать, а незаметно прокрались в зал. Подопечные Александра Ширвиндта, актеры театра "Сатиры" как раз исполняли на сцене "тюремное танго" из мюзикла "Чикаго", посвященное интригам и мытарствам худруков известных столичных театров.
Юлия Рутберг, Мария Аронова, Елена Сотникова и Мария Есипенко (супруга барда Олега Митяева) выступили в составе ансамбля "Женский батальон". Перефразировав русскую народную песню, актрисы заголосили: "Как хотела меня мать Луначарскому отдать.. ". В последнем куплете договорились до министра культуры Владимира Мединского, но он тоже не подошел: "Ой, не отдай меня мать!".
Веселье поддержал актер Эдуард Радзюкевич. От лица полового ресторана "Славянский базар" Радзюкевич пожаловался на Станиславского и Немировича-Данченко, не расплатившихся по счету: "Я этот счет в МХТ показал, но Табаков мужиков не признал". (Именно в "Славянском базаре" в 1987 году режиссеры решили создать МХТ – прим. ред.).
На этой жизнеутверждающей ноте капустник завершился. Празднование "по Станиславскому" в отсутствие "Славянского базара" продолжилось на фуршете в ресторане ЦДА. "Славянский базар" на Никольской, к сожалению, постигла та же участь, что и исторический "Дом актера" на Тверской - внезапно сгорел.