Мария Токмашева
За три дня до конца Берлинского кинофестиваля в основном конкурсе наконец-то появилась по-настоящему достойная работа – не просто фильм, затрагивающий острые темы, но высказывание режиссера о социальных проблемах конкретного общества и страны. "Эпизод из жизни сборщика железа" обладателя "Оскара" Даниса Тановича – картина документальная.
Посмотрите фотоленту: Главные фильмы Берлинале - Феникс из пепла и Панахи из тюрьмы >>
На пресс-конференции Танович рассказал, что начало работе положила заметка в газете, рассказывающая о цыганской паре, живущей где-то в боснийской деревушке. Режиссер уговорил Сенаду Алиманович и Назифа Муджика запечатлеть свою жизнь на камеру, они после долгих раздумий согласились. В результате получилась настоящая социальная картина о проблемах людей, которые не могут найти себя в послевоенной жизни. Во время разрухи и катастрофической безработицы, без надежды на помощь со стороны окружающих и уж тем более со стороны государства.
Назиф и Сенада вместе с двумя маленькими дочками живут на окраине города. Деньги на содержание семьи Назиф зарабатывает тем, что собирает со своими соседями металлолом. В основном, они сдают скупщикам железа старые, уже никому не нужные машины. Сенада занимается хозяйством: воспитывает милых девочек, готовит, стирает и убирает – в общем, обычная жизнь. Вот только однажды Сенада почувствовала сильную боль в животе, Назиф отвез ее в больницу, где врачи сказали, что нужна срочная операция. Правда, сделать они ее смогут только если Назиф заплатит, причем, так как у семьи нет гражданства операция будет стоить очень дорого. Но денег у этой цыганской семьи нет, у их друзей и соседей – тоже. Так и будет Назиф искать пути решения этой ситуации. Совсем один – без какой-либо помощи, надеясь только на себя, на свои силы, и на свою жену, которая будет превозмогать боль.
Фильм Тановича не только разбавил берлинский конкурс, но и наконец хоть как-то продолжил "линейку" мужских героев, заданных еще в третий день Берлинале нашим Александром Яценко в фильме Бориса Хлебникова "Долгая и счастливая жизнь". Герои обоих фильмов, кстати, похожи именно тем, что сталкиваются один на один с проблемой, которой могло бы и не быть, живи они в благополучном, социально защищенном государстве. Но, видимо, такие проблемы характерны лишь для России и Боснии, так как, судя по остальным фильмам Берлинале, всех интересуют категории другого рода. И вовсе не мужчины становятся для них главными героями, а именно женщины.
***
Но Камилла старается жить там, пишет письма Полю, находя на улице глину, вспоминает свое былое мастерство. Иногда, правда, впадает в депрессию, горько плачет и с каким-то абсолютно блаженным выражением лица ждет приезда любимого брата. Когда тот приезжает, она просит забрать ее из сумасшедшего дома, произносит полный ненависти к Родену монолог, пытается убедить брата, что Роден боялся, что Камилла окажется лучше, сильнее его. Но Поль Клодель проявляет не братское понимание, а мужскую солидарность. Камилла Клодель в итоге проводит в сумасшедшем доме почти 30 лет и бесславно умирает.
Впереди еще три фильма основного конкурса, в числе которых и лента казахского режиссера Эмира Байгазина. Главный герой - сложный мальчик, подросток, который до определенного момента терпит унижения со стороны своих сверстников. Галерею женских образов дополнят не только Катрин Денев, которая в картине Эммануэль Берко исполнит роль разочаровавшейся в жизни женщины, но и молодая кореянка Чжун Инчо, которая в фильме Хонга Сан Су "Ничья дочь Хэвон" предстанет в образе одинокой студентки, покинутой родителями и любимым мужчиной.