МОСКВА, 13 фев — РИА Новости. "Европеры" американского композитора-авангардиста Джона Кейджа в постановке режиссера Наталии Анастасьевой покажут в Центре им. Вс. Мейерхольда в четверг и пятницу, сообщили в его пресс-службе.
"Европеры" (производное от "оперы") стали последними сочинениями одного из крупнейших композиторов двадцатого века, знаменитого экспериментатора в области формы, композиции, звукоизвлечения, отношения к музыке в целом. Кейдж был не только композитором, но и теоретиком и философом. Критики называли его одним из наиболее влиятельных американских композиторов двадцатого века.
В его "Европерах", задавших новую форму музыкального театра, соединились эстетические принципы дадаизма, сюрреализма, поп-арта, философские представления дзэн-буддизма и постмодернизма. Кейджа считают одним из зачинателей алеаторики — метода композиции, основанного на принципе случайности, формы, строящейся на случайной последовательности элементов сочинения. Режиссер Наталия Анастасьева, художественный руководитель Маленького мирового театра, работающая со своей командой над "Европерами" № 3 и №4, вслед за композитором сделала случайность краеугольным камнем своей постановки. К той цепи случайностей, которую выстроил Кейдж, она добавила еще один элемент — зрительское участие.
Спектакль нарушает традиционную конвенцию, устоявшееся соглашение между зрителями и исполнителями, четко разграничивающее территорию. Зритель перестает быть пассивным наблюдателем, становясь сотворцом действа здесь и сейчас. Партитуру "Европер" определят голосованием еще до начала спектакля, в фойе Центра им. Мейерхольда — с помощью компьютерной программы, жребия, лотереи и китайской Книги перемен. От зрителей будет зависеть порядок исполнения арий, местоположение артистов на сцене. Случайным образом определятся и костюмы солистов. Практически, каждый элемент спектакля будет зависеть от случайности, таким образом, каждое представление становится уникальным продуктом, который невозможно зафиксировать.
В "Европерах" № 3 & 4 участвуют шесть солистов и два пианиста.
Персонажей как будто нет, нет взаимоотношений, но звук и свет здесь — полноправные действующие лица, двигающие вперед своеобразную драматургию. Среди действующих лиц спектакля — восемь столов, шесть стульев и двенадцать звуковоспроизводящих устройств — от граммофона до современного бумбокса, старые пластинки с записями оперных звезд, рояль и фортепиано.
В спектакле участвуют пианисты Иван Соколов и Федор Амиров, оперные партии будут исполнять начинающие певцы, студенты Академии Хорового Искусства им. Попова и ГИТИСа, а в качестве солистов выступят Петр Налич и ведущий вечера Александр Стефанцов. Сценографом и художником по костюмам стал Александр Петлюра.