Андрей Резниченко, руководитель редакции науки, экологии и технологий РИА Новости.
Чернобыльскую АЭС можно назвать самой невезучей атомной станцией в мире. 12 февраля стало известно, что на станции обрушились стеновые панели и часть легкой кровли машинного зала четвертого энергоблока. Того самого, что был разрушен 26 апреля 1986 года и над которым уже много лет возводят специальный объект "Укрытие", призванный надежно скрыть опасные обломки от окружающего мира.
Само происшествие, по мнению экспертов, не затронуло саркофаг, но вновь напомнило о череде неудачных решений на ЧАЭС. Одно из них – выбор в 2003 году французского концерна Framatome в качестве строителя хранилища отработанного ядерного топлива (ХОЯТ-2) ЧАЭС.
В итоге французы этот проект запороли, по официальной информации, Framatome не сумел решить проблему осушения топлива и удаления воды из негерметичных топливных урановых стержней (твэлов).
Нынешнее обрушение говорит о том, что за ЧАЭС нужно внимательно смотреть, ведь конструкции станции со временем стареют, изнашиваются и без должного ухода довольно быстро развалятся.
Речь не идет об успешно сооружаемом российско-украинским консорциумом "Укрытии". Стены и крыша рухнули за пределами этого объекта.
Возникает целая серия вопросов, и первый из них – кто же смотрит за различными объектами ЧАЭС, находящимися вне периметра саркофага? А там далеко не второстепенные здания, к примеру, тот же машинный зал.
Конечно, по расчетам экспертов, никакой радиационной опасности обрушение объектов на ЧАЭС не несет, но все-таки выглядит ситуация очень странно. ЧАЭС – самый известный среди самых опасных рукотворных объектов в мире. Не надо недооценивать внимание к нему мировой общественности.
Есть ли расчеты состояния объектов ЧАЭС на годы вперед? Какие меры будут предприниматься для того, чтобы подобное не случалось? Кто будет оплачивать работы по поддержанию объектов ЧАЭС, находящихся вне рамок проекта "Укрытие", в должном состоянии?
Вопросов, конечно, как всегда больше, чем ответов, но в отношении этой атомной станции все-таки хотелось бы иметь готовые решения не завтра, а сейчас. Все-таки АЭС и тем более ЧАЭС – это не свечной заводик.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции