Рейтинг@Mail.ru
Школа небожителей, или Спасти за 90 секунд - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Школа небожителей, или Спасти за 90 секунд

Читать ria.ru в
Специально ко дню рождения отечественной гражданской авиации, отмечаемому 9 февраля, репортаж Елены Косовой о школе, где учат одной из самых опасных и романтичных профессий - профессии бортпроводника.

Лишь в конце двадцатых годов прошлого столетия в экипажи пассажирских самолетов стали включать бортпроводников. До этого их обязанности выполнял второй пилот. Изначально стюардами были исключительно мужчины.

Женщин в данную профессию начали привлекать для рекламы авиаперевозок и потому, что они… меньше весили:  каждый лишний килограмм на воздушном судне в те времена мог спровоцировать технические неполадки.  

Витать в облаках запрещено!

Спустя годы грузоподъемность самолетов увеличилась, выросли скорости, а  бортпроводниками сегодня становятся и юноши, и девушки. Но только те, кто не витает в облаках: людям, выбравшим местом работы небо, это строго противопоказано.

"Тем, кто приходит в нашу школу, мы в первую очередь закладываем в головы мысль, что в воздухе может случиться что угодно. И от того, как поведет себя бортпроводник, насколько он будет сконцентрирован, собран и точен в своих действиях, зависит безопасность пассажиров. В этом-то и есть смысл профессии, а не в том, чтобы еду и напитки по салону развозить"- говорит инструктор по аварийно-спасательной подготовке школы бортпроводников Валерий Ткачев.

Аварийно-спасательной подготовке, наряду с теорией, в школе уделяется половина учебного времени от общего курса занятий. Для тех, кто только хочет стать бортпроводником, обучение длится пять месяцев, а для тех, кто уже летает, проводятся курсы повышения квалификации.

"Конечно, практические занятия — это очень важно. Ведь мы отрабатываем различные экстренные ситуации: например, эвакуация пассажиров на воду, когда занятия проходят в бассейне, или эвакуация на сушу, когда наши учащиеся работают с надувными трапами. Мы тушим пожар в самолете. В реальной жизни это ведь всегда случается непредсказуемо, скажем так, "руку не набьешь", — рассказывает Валерий Ткачев.

Все ситуации, которые отрабатывают учащиеся, максимально приближены к реальным. Например, при тушении пожара в салоне самолета инструктор обязательно включает "звуки паники", которые всегда сопровождают воздушное ЧП. А это очень серьезная психологическая нагрузка. И не все с ней справляются, в особенности, если человек впервые на занятии.

© РИА Новости/Аврора . Артем МаркинУчебный пожар на воздушном судне
Учебный пожар на воздушном судне

"Когда видят перед собой полтора метра открытого огня, конечно, ведут себя по-разному, — рассказывает Валерий Ткачев. — Некоторые просто убегают, некоторые начинают поливать огнетушителем все вокруг себя, включая окно, за которым находится инструктор".

Мух во время полета убивать нельзя

Татьяне Голдыш нет и тридцати, она летает уже год, а в школе проходит курсы повышения квалификации. Татьяна говорит, что выбор профессии был совершенно осознан ею. Она хочет увидеть мир. То, что работа эта опасна, в "воздушных профессиональных кругах" обсуждать не принято, а перед рейсом — вообще запрещено.

© РИА Новости/Аврора . Артем МаркинОтработка спуска с надувных трапов во время эвакуации пассажиров на сушу
Отработка спуска с надувных трапов во время эвакуации пассажиров на сушу

Люди "небесной" профессии, хоть и не считают себя суеверными, но всё же приметы полета без происшествий знают хорошо.

"Нельзя зашивать перед рейсом одежду, нельзя убивать мух в самолете, потому что муха — летающее существо. На борт самолета первым обязательно должен ступить мужчина", — вспоминает приметы инструктор по аварийно-спасательной подготовке школы бортпроводников Алексей Глазунов.

Алексей, отработавший бортпроводником 17 лет, конечно, учащимся на своих занятиях о приметах не рассказывает. Зато каждый раз повторяет им: "К любой непредвиденной ситуации в небе нужно до автоматизма готовиться на земле". Кстати, по норме на спасение пассажиров при аварии отводится всего 90 секунд.

"Руссо туристо" далеко не "облико морале"

Зарплата бортпроводников напрямую зависит от налета часов. Летом летают больше, зимой — меньше, но всегда есть ограничение: количество часов не должно превышать 80 в месяц. Иначе работа начинает отрицательно сказываться на здоровье.

Профессиональные заболевания — варикозное расширение вен (в среднем за три часа полета бортпроводники нахаживают до пяти километров, практически весь рейс проводя на ногах и приседая лишь на несколько минут). Как правило, из-за гула турбин страдают органы слуха, а из-за кислородного голодания портится память. Но все равно те, кто выбрал эту работу, без неба свою жизнь плохо представляют. И, как водится, на земле "приживаются" с трудом.

© РИА Новости/Аврора . Артем МаркинВо время занятий учебные группы делятся на пассажиров и бортпроводников
Во время  занятий учебные группы делятся на пассажиров и бортпроводников

Нина Побединская всего лишь год как спустилась с небес на землю. Отлетала 40 лет — теперь преподает в школе бортпроводников. Своим ученикам она объясняет: бортпроводник — это не просто девушка или юноша приятной наружности, это и врач, и пожарный, и спасатель, и психолог. Ведь для того, чтобы, к примеру,  противостоять неадекватным пассажирам, надо обладать эмоциональной устойчивостью.

Пьяные дебоширы на борту — одна из самых больших проблем последнего времени. Старший бортпроводник Николай Колмацуй-Панферов, летающий в курортные страны не первый год, сумел убедиться: "руссо туристо" далеко не "облико морале".

"Пьяные в самолете — это просто беда. Ломятся в кабину экипажа, курят, пристают к другим пассажирам. Не так давно в Бангкок вылетали, пришлось пассажира связать и сдать в полицию. Хотя обычно мы стараемся урегулировать конфликтную ситуацию на борту. Известно, что гонконгские стюардессы даже вынуждены знать кунг-фу, чтобы суметь обеспечить безопасность в полете, а французским стюардам и стюардессам выдают наручники", — говорит Николай.  

Точка принятия решения

При наборе самолетом скорости для взлета, приходит момент, когда бортмеханик говорит первому пилоту: "Точка принятия решения!".

"После этого командир экипажа должен быстро отдать одну из двух команд: "Взлет!" либо "Торможение!". До этого можно колебаться и размышлять, — говорит Генеральный директор школы бортпроводников Вера  Новохатская. — Но, перейдя "точку принятия решения", надо знать, что если вы решили взлететь, то назад пути нет. Иначе самолет не будет иметь достаточной дистанции для набора нужной высоты. А это катастрофа. Если вы решили стать бортпроводником, то знайте, разрыв с этой профессией может быть очень болезненным".

Вера Новохатская отлетала двадцать лет. Она считает, что те, кто хочет стать стюардами и стюардессами, должны хорошо понимать — эта работа, как романтична, так и опасна одновременно. И тут же добавляет: в экстренных ситуациях бортпроводник думает не о собственной безопасности, а о жизни пассажиров. Если это не так, то и вовсе не стоит идти в профессию.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала