МОСКВА, 1 фев — РИА Новости, Анна Банасюкевич. Показ работ последней в этом сезоне режиссерской лаборатории "Мастерская на Беговой", посвященной в этот раз проблеме актуализации классики, состоится в Центре драматургии А.Н. Казанцева и М. Рощина в субботу, воскресенье и понедельник, сообщили в пресс-службе театра.
"Мастерская на Беговой" — это всегда шанс для молодого режиссера, возможность в течение недели сделать серьезную заявку на спектакль, который, в случае высокой оценки экспертов, может войти в репертуар.
Предыдущие сессии были посвящены детскому театру, зарубежной драматургии, драматургии тольяттинской школы, пьесам Виктора Розова и другим темам. На этот раз "Мастерская" организована совместно с драматургической лабораторией Театра.doc и пройдет в девятый раз, а темой режиссерских эскизов выбрали классику, но не в оригинальном варианте, а в адаптациях и версиях современных драматургов.
"Классика все равно существует в двух измерениях: в своем времени и в нашем. На то и классика, если дожила до нас. Читая, мы неизбежно актуализируем. Тогда почему бы и театру не заняться этим?" — считает художественный руководитель Центра драматургии и режиссуры Михаил Угаров.
Таким образом, нынешняя лаборатория станет не только смотром умений и амбиций молодых режиссеров, но также возможностью оценить новые, ранее не представленные широкой публике пьесы.
"Мастерская", традиционно включающая в себя не только показы, но и широкое обсуждение увиденных работ специалистами и заинтересованной публикой, на этот раз предоставляет возможность поразмышлять о том, как текст, написанный столетие или больше назад, в условиях совершенно иной, давно канувшей в лету реальности, может коррелировать с сегодняшним днем. Или что делать, если тема произведения актуальна и поныне, а вот язык давно устарел и не дает прорваться к смыслам своей забористой архаикой.
С текстами подзабытой классики работали известные драматурги: Нина Садур, Ярослава Пулинович и Михаил Угаров. Сам худрук Центра драматургии выступит на этой "Мастерской", которая, вопреки стандартному двухдневному формату, закончится только в понедельник, в двух ипостасях — как драматург, и как режиссер. Объектом его внимания и переосмысления стала классика русского театра, пьеса Лермонтова "Маскарад".
"Читая "Маскарад", я не понимал две трети реалий из Лермонтова. То есть как филолог кое-что понимал, но как режиссер или просто человек — нет. А интерес понять есть. Есть интерес найти Арбенина среди нас", — рассказал Угаров.
Нина Садур, мастер абсурда, поработала с первой русской фантастической (как ее определили критики), повестью Антона Погорельского "Лафертовская маковница", и назвала свой текст "пьесой-лубком". Максим Курочкин переписал пространную моралисткую повесь Вольтера "Кандид, или Оптимизм", рассказывающую о злоключениях юноши, в финале жизни приходящего к выводу о том, что назначение и счастье человека исключительно в труде. Ярослава Пулинович инсценировала повесть Лескова "Леди Макбет Мценского уезда". В актуализации классики нет каких-то жестких правил, каждый из драматургов работал по своей собственной технологии. Каждый из драматургов сам выбирал себе текст для адаптации.
"Актуализация — это все сразу, она касается и языка, и конфликта, и предлагаемых обстоятельств. Не надо думать о том, как именно это делать. Вот я летел в Боинге и читал "Маскарад". Все само собой произошло, и не могло быть иначе, — у меня нет навыка читателя середины 19 века", — рассказал Угаров.
Помимо пьес, созданных при участии драматургической лаборатории Театра.Doc на этой "Мастерской" покажут также работу молодого режиссера, ученицы Сергея Женовача, Марфы Горвиц по уже существующей пьесе. Горвиц покажет "Золушку" в версии известного французского драматурга и режиссера Жоэля Помра. Другие эскизы готовят выпускник ГИТИСа Сергей Аронин и ученик Кирилла Серебренникова Максим Мышанский.