ВАРШАВА, 30 янв — РИА Новости, Евгений Безека. Бывшие члены польской комиссии по расследованию обстоятельств катастрофы самолета Ту-154 президента Леха Качиньского под Смоленском в среду провели первую встречу с общественностью в надежде переубедить сторонников теории заговора, которая получила широкое распространение в Польше.
Встреча прошла в Варшаве в редакции влиятельного издания Gazeta Wyborcza и была открыта для всех желающих. Группу бывших военных и гражданских членов комиссии возглавил Мачей Лясек, ныне возглавляющий Госкомиссию по расследованию авиационных происшествий. В ходе беседы, которая прошла спустя полтора года после завершения работы комиссии, эксперты напомнили основные выводы доклада и ответили на вопросы из зала.
В начале января премьер-министр Польши Дональд Туск назвал здравой идею проведения таких встреч. По его мнению, правительственным экспертам необходимо "терпеливо ежедневно объяснять полякам абсурдность некоторых утверждений и фантасмагорий". Точка зрения о взрывах на борту наиболее полно была представлена в августе 2012 года в докладе депутатов сейма от партии "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского. Наиболее вероятной причиной трагедии авторы документа назвали взрывы на борту.
"Сегодня 30%, а может и 40% поляков верит в покушение. Если бы это было покушение, то у нашей комиссии не было бы работы. Наш доклад не занял бы больше, чем страница или полстраницы", — заявил Лясек. Он выразил надежду, что в результате таких встреч доля сторонников теории заговора в обществе снизится, потому что "это не дает ничего хорошего ни стране, ни восприятию нашей страны за границей". Он также пообещал открыть интернет-сайт, на котором эксперты ответят на все вопросы относительно обстоятельств катастрофы.
Самолет польского президента Леха Качиньского разбился под Смоленском утром 10 апреля 2010 года при заходе на посадку. На борту находилось 96 человек — 88 пассажиров и восемь членов экипажа. Не выжил никто. Погибли президент Польши, его супруга и представители руководства страны. Они направлялись в Катынь, чтобы принять участие в траурных мероприятиях. Межгосударственный авиационный комитет в 2011 году обнародовал окончательный отчет о результатах технического расследования, согласно которому непосредственной причиной крушения признано решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами — недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.