Наталья Афанасьева, обозреватель РИА Новости.
Госдума поддержала предложения министерства образования, подготовившего предложения по стимулированию российских усыновителей. Меры направлены на то, чтобы сироты, которые оказались "невыездными" в связи с принятием так называемого закона Димы Яковлева, смогли найти новые семьи на родине. Кроме облегчения некоторых бюрократических процедур, министерство предлагает повысить пособие для приемных родителей. Речь идет о 100 тысячах рублей – в случае, если они усыновят ребенка-инвалида, сироту старше 10 лет или сразу несколько братьев и сестер.
Эксперты утверждают, что денежные пособия, тем более единовременные – это вообще не совсем то, в чем нуждаются семьи, которые усыновляют инвалида. Прежде всего им нужны качественная медицина, инфраструктура, позволяющая выходить с инвалидом из дома, детские сады и школы, где могли бы учиться дети с ограниченными возможностями.
"У вас ребенок-инвалид? Вы попали"
Отреагировав на декабрьский указ Президента РФ "О мерах по защите сирот", согласно которому кабмин должен до 15 февраля 2013 года принять решения, "которые обеспечат создание механизмов правовой, организационной и психолого-педагогической поддержки потенциальных усыновителей или опекунов", министерство образования представило свои соображения по этой проблеме.
В частности, предлагается несколько облегчить бюрократическую процедуру усыновления: отказаться от справки "о соответствии жилого помещения санитарным и техническим правилам и нормам" и сократить срок вступления в силу решения суда об усыновлении с 30 до 10 дней.
"Речь идет об отмене препон, которые были введены всего несколько лет назад, неясно для чего. Это по принципу козла – возьмите козла в дом, потом выгоните, и будет вам счастье", – комментирует это предложение психолог Людмила Петрановская, руководитель Института развития семейного устройства.
Не внушает Петрановской оптимизма и солидная сумма, которую обещают семьям, решившимся на то, чтобы усыновить инвалида или ребенка из других "неусыновляемых" категорий сирот: "Не решается проблема разовым пособием. Во-первых, это провокация ситуации, когда будут брать детей, а потом, через пару месяцев, их возвращать – ну не получилось".
В таком случае органы опеки будут вынуждены определить ребенка обратно в сиротское учреждение. И жалко не денег, а ребенка, для которого повторное сиротство может стать просто трагедией.
А главное, убеждена психолог, разового пособия не хватит на реабилитацию ребенка-инвалида: "Если ты реально берешь его, чтобы растить и вытягивать, этих 100 тысяч хватит на пару месяцев максимум".
Марина Левина, президент санкт-петербургского общественного фонда "Родительский мост", в котором занимаются устройством детей-сирот в приемные семьи, сама несколько лет назад удочерила девочку. Ребенку требовалась серьезная реабилитация.
"Эта сумма уходит в первые же месяцы: на массаж, врачей, на специальное питание и лекарства", – рассказывает она. Марина тоже считает, что деньги, тем более такие небольшие, учитывая колоссальные расходы – это не то, что может стимулировать.
"Самый главный стимул для родителей инвалидов – это развитие инфраструктуры и уверенность в будущем", – убеждена она. Хорошая медицинская страховка или ваучер на транспортное обслуживание были бы полезнее.
Кроме того, родителям важно быть уверенными в том, что ребенок сможет ходить в сад и школу, продолжать свое образование потом. Ведь даже в Санкт-Петербурге и Москве учебных учреждений, где могут учиться дети с ограниченными возможностями, единицы, а в маленьких городах ситуация вообще безвыходная.
"Вы из дома с ребенком-инвалидом не выйдете, не доедете до поликлиники. Если в семье появляется ребенок-инвалид – вы попали. Вся ваша жизнь становится очень сложной", – поддерживает ее Людмила Петрановская.
Как больница без врачей
И даже при таких условиях в России есть семьи, которые хотят и могут усыновлять и по возможности реабилитировать детей-инвалидов. "Обычно это семьи, у которых есть свой внутренний постоянный ресурс. Либо они сами профессионалы – врачи, дефектологи, либо хорошо материально обеспечены", – рассказывает Петрановская.
"Это люди с определенными ценностями, с особым отношением к жизни, как правило, зрелые, нуждающиеся в том, чтобы кому-то отдавать свою любовь", – дополняет портрет такой семьи Левина.
Но для того, чтобы сироты нашли свои семьи, нужна непрерывная, системная работа. Руководитель благотворительного фонда "Волонтеры в помощь детям-сиротам" Елена Альшанская уверена, что "причесывание бюрократических процедур" и денежные пособия принципиально не изменят ситуацию.
"Убрать лишние бюрократические препоны важно и нужно, и пособия, конечно, не лишними не будут – все это конкретным людям облегчит жизнь. Но не решит проблему – для этого нужно системно менять подход к работе".
Психолог Людмила Петрановская считает, что нынешние предложения правительства похожи на попытку сделать вид, что проблема решается. По ее мнению, для того, чтобы российские семьи усыновляли детей, нужна программа семейного устройства и профессиональная служба, которая будет этим заниматься.
"Невозможно иметь семейное устройство без специалистов, которые на местах занимались бы поиском, подготовкой, сопровождением семей. Сейчас их нет. Это все равно, что в больнице не иметь врачей, а дать людям деньги, чтобы они не болели", – говорит эксперт.
По мнению Марины Левиной, американские семьи не боятся усыновлять детей, в том числе и с проблемами со здоровьем, потому, что они живут в стране, где государство дает гарантии: эти дети не останутся без врачебной и психологической помощи, без образования и социально поддержки.
По данным ВЦИОМ, закон, запрещающий усыновление наших детей американцами, поддерживает 76% россиян.
И только 14% наших граждан когда-либо задумывались о том, чтобы самому усыновить ребенка. Эта разница свидетельствует: подавляющее большинство россиян просто не понимают, что значит для ребенка, тем более инвалида, жить в казенном учреждении, насколько это жестоко и негуманно по отношению к сотням тысяч сирот. И три тысячи долларов на ребенка вряд ли их переубедят.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции