Рейтинг@Mail.ru
Тысячи лиц одной игрушки, или Музей уникальных кукол - РИА Новости, 31.07.2013
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тысячи лиц одной игрушки, или Музей уникальных кукол

Читать ria.ru в
Дзен
Кукла - игрушка с богатым прошлым. В разное время она представала модным элементом, предметом роскоши, идейным воспитателем. Для кукол шились шляпки, создавались украшения и настоящие сервизы... В музее, где обширная кукольная история представлена во всем своем многообразии, побывала Елена Косова.

Материал подготовлен для портала РИА Новости >>

Кукла - игрушка с богатым прошлым. В разное время она представала модным элементом, предметом роскоши, идейным воспитателем. Для кукол шились шляпки, создавались украшения и настоящие сервизы... В музее, где обширная кукольная история представлена во всем своем многообразии, побывала Елена Косова.

Самым первым коллекционером кукол принято считать Клеопатру. Древнеегипетская царица использовала свои игрушки в качестве манекенов, одевая которые, она подбирала себе наряды. Ее примеру вплоть до XVII века следовали парижанки, которые отправляли кукол подругам, чтобы посвятить приятельниц в тонкости последних модных тенденций…

Трехликое детище Карла Бергнера

Так называемые будуарные куклы тоже стали модными игрушками для дам, а вовсе не для девочек. Впрочем, будуарные красавицы служили благородным особам еще и чем-то вроде аксессуара наряду с зонтиком или шляпкой.

"Будуарная кукла - это текстильная кукла, которая украшала будуарные комнаты дам, - рассказывает директор Музея уникальных кукол Ирина Марышева. - В конце ХIХ - начале ХХ веков даже существовала мода выходить с такими будуарными куклами в свет. Дамы при встрече пристально оглядывали не только друг друга, но и этих кукол, оценивая их наряды".

В музейной коллекции, начало которой было положено 16 лет назад, сегодня насчитывается 6 тысяч экспонатов. Самый древний - это фрагмент кукольного платья 1650 года.

А началась история экспозиции со случайно обнаруженной в прабабушкином сундуке игрушки. Ее нашла художница Юлия Вишневская, которая и основала музей.

Каких только кукол в нем нет! Здесь собраны деревянные, тряпичные, восковые, фарфоровые и даже многоликие куклы.

"В ХIХ столетии, когда еще не изобрели кукол, у которых бы открывались и закрывались глаза, немец Карл Бергнер придумал куклу с тремя лицами, - рассказывает Марышева. - Одно лицо куклы печальное, второе - спящее, а третье - радостное. При повороте головы - а она вращалась - лица сменяли друг друга".

Кукла для наследника Тутти

Дарить радость - одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому наследник Тутти из сказки Юрия Олеши "Три толстяка" и дружил с куклой Суок. Сегодня кукла, которую изготовили для экранизации знаменитой сказки, пожалуй, самый известный музейный экспонат.

Как и для наследника Тутти, у которого не было друзей, аристократы дарили своим детям больших кукол. С ними дворянские чада вели разговоры, пусть и безответные, пили чай, читали своим игрушкам книги. Такие куклы изготавливались вручную и исключительно на заказ. Лица у них были из фарфора, волосы натуральные, тело - тряпичное. Стоили они очень дорого, но не дороже, чем музыкальные куклы-автоматы, цена которых порой равнялась стоимости приличного особняка.

Над подобными куклами всегда трудились два мастера: кукольник и часовщик. Он-то и придумывал механизм, благодаря которому игрушка "оживала" на несколько минут. Как правило, она делала какие-то нехитрые движения под музыку: танцевала, играла на каком-нибудь инструменте, читала книгу - но, разумеется, пока еще не вслух.

Батарейку, которая позволила кукле заговорить, придумали гораздо позже - в прошлом столетии. Сначала это было одно слово "мама", а теперь куклы поют и читают стихи…

Целлулоидный пупс

Интересно, что в ХIХ - начале ХХ веков существовали кукольные магазины, в которых было два отдела. "В одном можно было купить собственно саму куклу, но продавалась она в нижнем белье, а уже во втором - одежду для нее. Продавались платья, обувь, шляпки, бижутерия и даже кукольные фарфоровые сервизы. Причем изготавливались они на настоящих фарфоровых заводах. Это было такое сопутствующее производство", - пояснила эксперт.

В конце ХIХ века фарфоровых красавиц все реже стали привозить из-за границы. В Москве и Петербурге открылись знаменитые кукольные фабрики "Гудков", "Федосеев", "Дунаев". Впрочем, с приходом к власти большевиков они были закрыты, а куклы по причине своей "буржуазности" - ликвидированы.

"Уничтожали даже готовую продукцию. И многие девочки прятали этих куколок, чтобы у них их не изъяли, - рассказывает Ирина Марышева. - А на фабриках стали выпускать серийных целлулоидных пупсов. Кстати, в 50-е годы - и это мало кто знает - пупсов тоже изымали из детских садов. На смену им пришли "идейные куклы": врач, школьница, спортсменка".

Хранить вечно

В музее, где собраны уникальные куклы из Англии, Германии, Франции и России с конца ХVII до середины ХХ века, есть экспонат, который сильно отличается от других. Ранее он принадлежал москвичке Кире Бондыревой. Это плюшевый мишка, которого купил ей отец в 1937 году, перед своим арестом.

Когда девочку с матерью выставили из квартиры, они взяли узелок с бельем и косолапого. В июне 1941-го Кира попала в один из детприёмников Пермского края. Здесь мишка был единственной на всех игрушкой. Владелица не расставалась с ним и после войны, а в 2008 году отнесла в музей - с просьбой хранить вечно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала