Материал подготовлен для портала РИА Новости >>
Кукла - игрушка с богатым прошлым. В разное время она представала модным элементом, предметом роскоши, идейным воспитателем. Для кукол шились шляпки, создавались украшения и настоящие сервизы... В музее, где обширная кукольная история представлена во всем своем многообразии, побывала Елена Косова.
Самым первым коллекционером кукол принято считать Клеопатру. Древнеегипетская царица использовала свои игрушки в качестве манекенов, одевая которые, она подбирала себе наряды. Ее примеру вплоть до XVII века следовали парижанки, которые отправляли кукол подругам, чтобы посвятить приятельниц в тонкости последних модных тенденций…
Трехликое детище Карла Бергнера
Так называемые будуарные куклы тоже стали модными игрушками для дам, а вовсе не для девочек. Впрочем, будуарные красавицы служили благородным особам еще и чем-то вроде аксессуара наряду с зонтиком или шляпкой.
"Будуарная кукла - это текстильная кукла, которая украшала будуарные комнаты дам, - рассказывает директор Музея уникальных кукол Ирина Марышева. - В конце ХIХ - начале ХХ веков даже существовала мода выходить с такими будуарными куклами в свет. Дамы при встрече пристально оглядывали не только друг друга, но и этих кукол, оценивая их наряды".
В музейной коллекции, начало которой было положено 16 лет назад, сегодня насчитывается 6 тысяч экспонатов. Самый древний - это фрагмент кукольного платья 1650 года.
А началась история экспозиции со случайно обнаруженной в прабабушкином сундуке игрушки. Ее нашла художница Юлия Вишневская, которая и основала музей.
Каких только кукол в нем нет! Здесь собраны деревянные, тряпичные, восковые, фарфоровые и даже многоликие куклы.
"В ХIХ столетии, когда еще не изобрели кукол, у которых бы открывались и закрывались глаза, немец Карл Бергнер придумал куклу с тремя лицами, - рассказывает Марышева. - Одно лицо куклы печальное, второе - спящее, а третье - радостное. При повороте головы - а она вращалась - лица сменяли друг друга".
Кукла для наследника Тутти
Дарить радость - одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому наследник Тутти из сказки Юрия Олеши "Три толстяка" и дружил с куклой Суок. Сегодня кукла, которую изготовили для экранизации знаменитой сказки, пожалуй, самый известный музейный экспонат.
Как и для наследника Тутти, у которого не было друзей, аристократы дарили своим детям больших кукол. С ними дворянские чада вели разговоры, пусть и безответные, пили чай, читали своим игрушкам книги. Такие куклы изготавливались вручную и исключительно на заказ. Лица у них были из фарфора, волосы натуральные, тело - тряпичное. Стоили они очень дорого, но не дороже, чем музыкальные куклы-автоматы, цена которых порой равнялась стоимости приличного особняка.
Над подобными куклами всегда трудились два мастера: кукольник и часовщик. Он-то и придумывал механизм, благодаря которому игрушка "оживала" на несколько минут. Как правило, она делала какие-то нехитрые движения под музыку: танцевала, играла на каком-нибудь инструменте, читала книгу - но, разумеется, пока еще не вслух.
Батарейку, которая позволила кукле заговорить, придумали гораздо позже - в прошлом столетии. Сначала это было одно слово "мама", а теперь куклы поют и читают стихи…
Целлулоидный пупс
Интересно, что в ХIХ - начале ХХ веков существовали кукольные магазины, в которых было два отдела. "В одном можно было купить собственно саму куклу, но продавалась она в нижнем белье, а уже во втором - одежду для нее. Продавались платья, обувь, шляпки, бижутерия и даже кукольные фарфоровые сервизы. Причем изготавливались они на настоящих фарфоровых заводах. Это было такое сопутствующее производство", - пояснила эксперт.
В конце ХIХ века фарфоровых красавиц все реже стали привозить из-за границы. В Москве и Петербурге открылись знаменитые кукольные фабрики "Гудков", "Федосеев", "Дунаев". Впрочем, с приходом к власти большевиков они были закрыты, а куклы по причине своей "буржуазности" - ликвидированы.
"Уничтожали даже готовую продукцию. И многие девочки прятали этих куколок, чтобы у них их не изъяли, - рассказывает Ирина Марышева. - А на фабриках стали выпускать серийных целлулоидных пупсов. Кстати, в 50-е годы - и это мало кто знает - пупсов тоже изымали из детских садов. На смену им пришли "идейные куклы": врач, школьница, спортсменка".
Хранить вечно
В музее, где собраны уникальные куклы из Англии, Германии, Франции и России с конца ХVII до середины ХХ века, есть экспонат, который сильно отличается от других. Ранее он принадлежал москвичке Кире Бондыревой. Это плюшевый мишка, которого купил ей отец в 1937 году, перед своим арестом.
Когда девочку с матерью выставили из квартиры, они взяли узелок с бельем и косолапого. В июне 1941-го Кира попала в один из детприёмников Пермского края. Здесь мишка был единственной на всех игрушкой. Владелица не расставалась с ним и после войны, а в 2008 году отнесла в музей - с просьбой хранить вечно.