Самым первым коллекционером кукол принято считать Клеопатру. Древнеегипетская царица использовала свои игрушки в качестве манекенов, одевая которые, она подбирала себе наряды. Ее примеру вплоть до XVII века следовали парижанки, которые отправляли кукол подругам, чтобы посвятить приятельниц в тонкости последних модных тенденций…
"Будуарные" куклы и трехликое детище Карла Бергнера.
Так называемые "будуарные" куклы тоже стали модными "игрушками" для дам, а вовсе не для девочек. Впрочем, будуарные красавицы служили благородным особам еще и чем-то вроде аксессуара, наряду с зонтиком или шляпкой.
"Будуарная кукла — это текстильная кукла, которая украшала будуарные комнаты дам, — рассказывает директор Музея уникальных кукол Ирина Марышева. — В конце ХIХ — начале ХХ веков даже существовала мода выходить с такими будуарными куклами в свет. Дамы при встрече пристально оглядывали не только друг друга, но и этих кукол, оценивая их наряды".
В музейной коллекции, начало которой было положено шестнадцать лет назад, сегодня насчитывается шесть тысяч экспонатов. Самый древний — это фрагмент кукольного платья 1650 года.
А началась история этой экспозиции со случайно обнаруженной в прабабушкином сундуке игрушки. Ее нашла художница Юлия Вишневская, которая и основала музей.
Каких только кукол в нем нет. Здесь собраны деревянные, тряпичные, восковые, фарфоровые и даже многоликие куклы.
"В ХIХ столетии, когда еще не изобрели кукол, у которых открывались бы и закрывались глаза, немец Карл Бергнер придумал куклу с тремя лицами, — говорит Ирина Марышева. Одно лицо куклы — печальное, второе — спящее, а третье радостное. При повороте головы — а она вращалась — лица сменяли друг друга.
Кукла для наследника Тутти и музыкальные автоматы
Дарить радость — одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому наследник Тутти из сказки Юрия Олеши "Три толстяка" и дружил с куклой Суок.
Сегодня кукла, которую изготовили для экранизации знаменитой сказки, — пожалуй, самый известный музейный экспонат.
Как и для наследника Тутти, у которого не было друзей, аристократы дарили своим детям больших кукол. С ними дворянские чада вели разговоры — пусть и безответные, — пили чай, читали своим игрушкам книги.
Такие куклы изготавливались вручную и на заказ. Лица у них были из фарфора, волосы натуральные, тело — тряпичное. Стоили они очень дорого, но не дороже, чем музыкальные куклы-автоматы, цена которых порой равнялась стоимости приличного особняка
Над подобными куклами всегда трудились два мастера: кукольник и часовщик. Он-то и придумывал механизм, благодаря которому игрушка "оживала" на несколько минут. Как правило, она делала какие-то нехитрые движения под музыку: танцевала, играла на каком-нибудь инструменте, читала книгу — но, конечно же, пока еще не вслух.
Батарейку, которая позволила кукле заговорить, придумали гораздо позже - в прошлом столетии. Сначала это было одно слово "мама", а теперь куклы поют и читают стихи…
Фарфоровый сервиз для куклы и целлулоидный пупс
Интересно, что в ХIХ — начале ХХ веков существовали кукольные магазины, в которых было два отдела.
"В одном можно было купить собственно саму куклу, но продавалась она в нижнем белье, а уже во втором — одежду для нее. Продавались платья, обувь, шляпки, бижутерия и даже кукольные фарфоровые сервизы. Причем изготавливались они на настоящих фарфоровых заводах. Это было такое сопутствующее производство", — рассказывает Ирина Марышева.
В конце Х1Х-го века фарфоровых красавиц в Россию все реже стали привозить из заграницы. В Москве и Петербурге открылись знаменитые кукольные фабрики "Гудков", "Федосеев", "Дунаев". Впрочем, с приходом к власти большевиков, они были закрыты, а куклы по причине своей "буржуазности" — ликвидированы.
"Уничтожали даже готовую продукцию. И многие девочки прятали этих куколок, чтобы у них их не изъяли, рассказывает Ирина Марышева. — А на фабриках стали выпускать серийных целлулоидных пупсов. Кстати, в 50-е годы — и это мало кто знает — пупсов тоже изымали из детских садов. На смену им пришли "идейные куклы": "Врач", "Школьница", "Спортсменка".
Хранить вечно
В музее, где собраны уникальные куклы из Англии, Германии, Франции, России с конца ХVII до середины ХХ века, есть экспонат, который сильно отличается от других.
Ранее он принадлежал москвичке Кире Бондыревой. Это — плюшевый мишка, которого купил ей отец в 1937 году, перед своим арестом.
Когда девочку с матерью выставили из квартиры, они взяли узелок с бельем и косолапого. В июне 1941-го года Кира попала в один из детприемников Пермского края. Здесь мишка был единственной на всех игрушкой. Владелица не расставалась с ним и после войны, а в 2008 году отнесла в музей — с просьбой хранить вечно.