Рейтинг@Mail.ru
Тысячи лиц одной игрушки, или Музей уникальных кукол - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Тысячи лиц одной игрушки, или Музей уникальных кукол

Читать ria.ru в
Дзен
Кукла - игрушка с богатым прошлым. Елена Косова побывала в музее, где обширная кукольная история представлена во всем своем многообразии.

Самым первым коллекционером кукол принято считать Клеопатру. Древнеегипетская царица использовала свои игрушки в качестве манекенов, одевая которые, она подбирала себе наряды. Ее примеру вплоть до XVII века следовали парижанки, которые отправляли кукол подругам, чтобы посвятить приятельниц в тонкости последних модных тенденций…

"Будуарные" куклы и трехликое детище Карла Бергнера.

Так называемые "будуарные" куклы тоже стали модными "игрушками" для дам, а вовсе не для девочек. Впрочем, будуарные красавицы служили благородным особам еще и чем-то вроде аксессуара, наряду с зонтиком или шляпкой.

"Будуарная кукла — это текстильная кукла, которая украшала будуарные комнаты дам, — рассказывает директор Музея уникальных кукол Ирина Марышева. — В конце ХIХ —  начале ХХ веков даже существовала мода выходить с такими будуарными куклами в свет. Дамы при встрече пристально оглядывали не только друг друга, но и этих кукол, оценивая их наряды".

В музейной коллекции, начало которой было положено шестнадцать лет назад, сегодня насчитывается  шесть тысяч экспонатов. Самый древний — это фрагмент кукольного платья 1650 года.

А началась история этой экспозиции со случайно обнаруженной в прабабушкином сундуке игрушки. Ее нашла художница Юлия Вишневская, которая и основала музей.

Каких только кукол в нем нет. Здесь собраны деревянные, тряпичные, восковые, фарфоровые и даже многоликие куклы.

© РИА Новости/Аврора . Сергей Безносов Куклы–музыкальные автоматы порой стоили целое состояние
Куклы–музыкальные автоматы порой стоили целое состояние

"В ХIХ столетии, когда еще не изобрели кукол, у которых открывались бы и закрывались глаза, немец Карл Бергнер придумал куклу с тремя лицами, — говорит Ирина Марышева. Одно лицо куклы — печальное, второе — спящее, а третье радостное. При повороте головы —  а она вращалась — лица сменяли друг друга.

Кукла для наследника Тутти и музыкальные автоматы

Дарить радость — одно из основных предназначений кукол. Известно, что отпрыски знатного рода не имели приятелей по песочнице во дворе. Именно поэтому наследник Тутти из сказки Юрия Олеши "Три толстяка" и дружил с куклой Суок.

Сегодня кукла, которую изготовили для экранизации знаменитой сказки, — пожалуй, самый известный музейный экспонат.

Как и для наследника Тутти, у которого не было друзей, аристократы дарили своим детям больших кукол. С ними дворянские чада вели разговоры — пусть и безответные, — пили чай, читали своим игрушкам книги. 

Такие куклы изготавливались вручную и на заказ. Лица у них были из фарфора, волосы натуральные, тело — тряпичное. Стоили они очень дорого, но не дороже, чем музыкальные куклы-автоматы, цена которых порой равнялась стоимости приличного особняка

© РИА Новости/Аврора . Сергей БезносовБольшие куклы заменяли дворянским отпрыскам друзей
Большие куклы заменяли дворянским отпрыскам друзей

Над подобными куклами всегда трудились два мастера: кукольник и часовщик. Он-то и придумывал механизм, благодаря которому игрушка "оживала" на несколько минут. Как правило, она делала какие-то нехитрые движения под музыку: танцевала, играла на каком-нибудь инструменте, читала книгу — но, конечно же, пока еще не вслух.

Батарейку, которая позволила кукле заговорить, придумали гораздо позже  - в прошлом столетии. Сначала это было одно слово "мама", а теперь куклы поют и читают стихи…

Фарфоровый сервиз для куклы и целлулоидный пупс

Интересно, что в ХIХ — начале ХХ веков существовали кукольные магазины, в которых было два отдела.

"В одном можно было купить собственно саму куклу, но продавалась она в нижнем белье, а уже во втором — одежду для нее. Продавались платья, обувь, шляпки, бижутерия и даже кукольные фарфоровые сервизы. Причем изготавливались они на настоящих фарфоровых заводах. Это было такое сопутствующее производство", — рассказывает Ирина Марышева.

© РИА Новости/Аврора . Сергей БезносовКукольные сервизы изготавливались на настоящих заводах по производству фарфора
Кукольные сервизы изготавливались на настоящих заводах по производству фарфора

В конце Х1Х-го века фарфоровых красавиц в Россию все реже стали привозить из заграницы. В Москве и Петербурге открылись знаменитые кукольные фабрики "Гудков", "Федосеев", "Дунаев". Впрочем, с приходом к власти большевиков, они были закрыты, а куклы по причине своей "буржуазности" — ликвидированы.

"Уничтожали даже готовую продукцию. И многие девочки прятали этих куколок, чтобы у них их не изъяли, рассказывает Ирина Марышева. — А на фабриках стали выпускать серийных целлулоидных пупсов. Кстати, в 50-е годы — и это мало кто знает — пупсов тоже изымали из детских садов. На смену им пришли "идейные куклы": "Врач", "Школьница", "Спортсменка".

© РИА Новости/Аврора . Сергей Безносов В начале ХХ века кукольные магазины состояли из двух отделов. В одном продавались сами куклы, а в другом - одежда для них
В начале ХХ века кукольные магазины состояли из двух отделов. В одном продавались сами куклы, а в другом - одежда для них

Хранить вечно

В музее, где собраны уникальные куклы из Англии, Германии, Франции, России с конца ХVII до середины ХХ века, есть экспонат, который сильно отличается от других.

Ранее он принадлежал москвичке Кире Бондыревой. Это — плюшевый мишка, которого  купил ей отец в 1937 году, перед своим арестом.

Когда девочку с матерью выставили из квартиры, они взяли узелок с бельем и  косолапого. В июне 1941-го года Кира попала в один из детприемников Пермского края. Здесь мишка был единственной на всех игрушкой. Владелица не расставалась с ним и после войны, а  в 2008 году отнесла в музей — с просьбой хранить вечно.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала