ТОМСК, 28 янв – РИА Новости, Анастасия Селянина. ОАО "Федеральная пассажирская компания" (ФПК) считает, что поезд сообщением Томск — Белый Яр загружен только наполовину, соответственно, экономически невыгоден, сообщила в понедельник начальник юридического отдела ФПК Западно-Сибирской железной дороги Наталья Орлова.
Томская антимонопольная служба (УФАС) в понедельник начало рассматривать дело в отношении ОАО "Российские железные дороги" и ФПК, которых подозревает в нарушении закона "О защите конкуренции" при отмене поезда Томск – Белый Яр. С жалобой в антимонопольное ведомство обратилась администрация региона, указывающая, что железнодорожники необоснованно отменяют маршрут.
Есть ли спрос?
Поселок Белый Яр — административный центр Верхнекетского района, который находится на северо-востоке Томской области. На начало 2012 года в районе проживали 16,8 тысячи человек. Добраться туда в настоящее время можно также автобусом (по зимнику) или вертолетом. Однако эти виды транспорта не позволяют перевозить большое количество людей. При этом, многие жители района вынуждены регулярно ездить в Томск — к родственникам, в больницу или на учебу.
В конце ноября 2012 года "Российские железные дороги" (РЖД) разослали по своим подразделениям распоряжение прекратить продажу билетов на поезда и прицепные вагоны, которые планируется отменить. В их числе – направления Томск – Тайга (Кузбасс), Томск – Белый Яр, Томск – Абакан и другие.
Предполагалось, что поезд сообщением Томск — Белый Яр перестанет ходить с 15 января 2013 года. Поезд было решено отменить "в связи со снижением пассажиропотока, для оптимизации сетей и повышения пропускной способности". При этом, по данным обладминистрации, за месяц поезд перевозит около шести тысяч человек, загруженность поездов составляет в среднем около 74%. В настоящее время сторонам удалось договориться о сохранении поезда в первом квартале 2013 года.
"Информацию о загрузке поезда может представить только перевозчик. По неофициальным данным, поезд пользуется огромным спросом ввиду отсутствия альтернативы. От четырех до 10 разных вагонов – заполняемость весьма высокая, более 90%. Говорить о том, что администрация области сомневается в востребованности, здесь сомнений нет", — отметил на заседании в УФАС председатель областного комитета по организации пассажирских перевозок Юрий Неясов.
В свою очередь, представитель ФПК пояснила на заседании, что поезд Томск — Белый Яр недостаточно загружен.
"ФПК предоставила документы об отсутствии экономической эффективности поезда Томск – Белый Яр… Поезд №636 Томск – Белый Яр: из 68 тысяч билетов было реализовано 36,9 тысячи. Поезд №635 Белый Яр – Томск: из 76,6 тысячи мест было реализовано 37 тысяч за 2012 год. Эти данные были собраны на основании наших систем, и они не совсем совпадают с данными администрации Томской области", — отметила Орлова.
По ее словам, у компании есть возможность регулировать количество вагонов в составе, однако затруднилась пояснить, приведет ли изменение количества вагонов, а также увеличение числа плацкартных вагонов, на которое спрос выше, к уменьшению убытков.
Нарушения пока нет
По мнению начальника юротдела Западно-Сибирской железной дороги Владимира Журевича, в действиях компании отсутствует состав нарушения, поскольку в настоящее время поезд продолжает курсировать.
"На основании правил техэксплуатации был издан приказ об отмене поезда Томск – Белый Яр и Томск — Тайга. Однако, учитывая высокую значимость, он будет курсировать, это будет продолжаться в первом квартале 2013 года. В целом, по поезду Томск — Белый Яр мы считаем, что в настоящее время говорить о возможности РЖД и ФПК о признаках нарушения законодательства говорить нельзя. Отмены еще не произошло. Когда отменят, можно будет говорить о признаках нарушения", — отметил Журевич.
В свою очередь он не смог пояснить, будет ли сохранен маршрут после 1 апреля. "По нашим сведениям, ФПК несет убытки, и они не компенсированы в соответствующих бюджетах", — отметил он.
Представитель ФПК Орлова отметила, что в 2013 году государство вдвое снизило субсидирование пассажирских перевозок. "В 2013 году субсидии были снижены, в два раза сократились. Даже та, которая существовала в 2012 году, не полностью покрывала доходы", — отметила представитель ФПК.
"Пока мы не поймем порядок распределения субсидий, мы не поймем порядок убыточности. Нам нужен ответ на этот вопрос", — сказал на заседании замруководителя томского УФАС Игорь Бутенко.
Следующее заседание по делу назначено на 29 марта, за это время ФПК должна представить порядок распределения федеральных субсидий на пассажирские перевозки в поездах.