Елена Костомарова
Сегодня исполняется 85 лет со дня рождения Роже Владимира Племянникова - французского режиссера русского происхождения, журналиста, сценариста, героя парижских светских новостей, известного под псевдонимом Роже Вадим. Два десятка фильмов, пять браков, четверо детей и бездна обаяния – Вадим любил жизнь во всех ее проявлениях. Его называли создателем звезд, почти каждая его возлюбленная - в их числе ни много ни мало Катрин Денев, Брижит Бардо, Джейн Фонда - становилась не просто звездой, а секс-символом своего времени.
Он родился 26 января 1928 года в Париже. Род Племянниковых, как утверждал Вадим, восходит к Чингисхану, который пожаловал одному из своих племянников часть русских земель. Мать, Мария-Антуанетта Ардилуз, была французской актрисой, отец, Игорь Николаевич Племянников - русским эмигрантом, дипломатом, представлявшим интересы Франции в Турции и Египте. Там, в Александрии, Каире, Стамбуле, и прошло детство Роже Вадима.
"В том, что касается воспитания и культуры, я, конечно, француз, - скажет он потом. - Но в отношении к жизни я, в отличие от французов-прагматиков, скорее, русский".
После смерти отца Роже Вадим вместе с матерью вернулся во Францию, где для начала сменил несколько престижных лицеев, а затем начал заниматься актерским мастерством у знаменитого Шарля Дюллена. Пару лет он играл в театре, потом увлекся литературным творчеством и даже написал роман, который, впрочем, так и не увидел свет. Андре Жид, которому начинающий писатель принес рукопись романа, разнес его в пух и прах, посоветовав Вадиму попробовать себя в кинематографе. Тогда Роже Вадим устроился ассистентом к режиссеру Марку Аллегре, для которого скоро начал писать сценарии. Однажды Роже принес своему патрону свежий номер журнала ELLE и, продемонстрировав обложку, где красовалась юная девушка с невинным личиком, уговорил своего патрона попробовать ее на роль в его новом фильме.
"Я отправилась к Аллегре. Принял меня Роже Вадим, его помощник. Мама была со мной. Смотрела она спокойно и с любопытством. А я опять дрожала и стеснялась: хочется и колется. Аллегре говорил маме, что собирается сделать со мной. Вадим ничего не говорил, но смотрел на меня хищно, и пугал, и притягивал, и я чувствовала, что сама не своя", - писала в своих мемуарах Брижит Бардо – той девушкой с обложки была именно она, 17-летняя.
Режиссеру Бардо не приглянулась - что за странная манера смеяться, широко открыв рот и демонстрируя такие неудачные зубы? - а вот его ассистенту - больше, чем он мог представить. "Она называла меня ВавА или "Старым русским", Вадимом — в чрезвычайных обстоятельствах", - вспоминал Вадим. Роман был бурным, родители Брижит пребывали в шоке. Они рассчитывали, что дочь выйдет замуж за банкира, в крайнем случае — министра, и бесприютный сценарист совсем не внушал оптимизма. В конце концов, они сдались при одном условии, которое было выполнено лишь формально: раздельные спальни до свадьбы. Брак оформили в 1952 году, и Брижит радовалась, как ребенок: "Наконец-то это случилось! Я — госпожа Племянников..."
Говорят, что фильмы Роже Вадима отражают дух эпохи, что он всегда чувствовал, какая именно героиня нужна зрителям. Брижит Бардо стала первой актрисой, которую Вадим предложил им полюбить - он снял ее в своем дебютном фильме "И Бог создал женщину", и звезда Брижит засияла в полную силу. Несмотря на то, что они прожили друг с другом всего четыре года - на съемках "И Бог создал женщину" актриса влюбилась в партнера Жана-Луи Трентиньяна и вскоре ушла к нему - Бардо и Вадим оставались друзьями всю жизнь. Она всегда обращалась к нему в минуты отчаяния или сомнения: "Мой ВавА, один ты меня понимаешь". А он, превративший Бардо в легенду, в самую желанную женщину мира, говорил: "Нет, я не создал Брижит Бардо. Я только содействовал расцвету ее таланта, помогая ей оставаться самой собой. Я помог ей избежать склероза запрограммированных норм поведения, которые убивают талант, низводя его - в любой профессии - до обыденности. И еще я дал ей роль, которая соединила вымышленный образ с тем, чем она была в жизни".
"Нельзя просить Родена создать некрасивую скульптуру, нельзя просить меня снять фильм с некрасивой женщиной. Это мой стиль, это моя природа", - в этих словах - весь Роже Вадим.
Его второй женой стала датская манекенщица Аннетт Стройберг, которая специально приехала во Францию, чтобы увидеть знаменитого режиссера. Она приехала к нему в Сен-Тропе и продала единственное вечернее платье, чтобы купить Вадиму подарок. Эта изящная голубоглазая блондинка снялась в картинах Роже "Опасные связи" и "И умереть от наслаждения" и родила ему дочь Натали.
Звезды уровня Брижит Бардо из Аннетт не вышло - по мнению Вадима, она не была гениальной актрисой, да и не горела желанием избавляться от акцента. Вадим вспоминал: "Она не переносила, если кого-нибудь показывали на экране дольше, чем ее саму... Маленькая Стройберг, которая еще недавно мыла посуду в придорожном кафе, чтобы иметь карманные деньги, окончательно потеряла голову". Они развелись в 1960-м - тогда Роже Вадим уже увлекся молоденькой актрисой Катрин Дорлеак...
Катрин, которую очень скоро мир узнал под псевдонимом "Денев", Роже Вадим увидел на вечеринке в парижском "Эпи-Клюб", ей еще не было и 17 лет. Она была в компании сестры, довольно известной актрисы Франсуазы Дорлеак, и, казалось, совершенно потерялась на ее фоне - но только не для Вадима. "Мне <...> не понадобилось ни ее успеха на экране, ни фотографий, которые станет однажды рассылать "Шанель", чтобы понять, что ее маленький носик, холодный, но напряженный взгляд, тонко очерченный, классической формы рот — все это приметы законченной красоты", - писал потом режиссер.
Катрин поселилась у Вадима на авеню Энгр и стала хозяйкой его гостеприимного дома. Она заботилась о дочери Вадима Натали, которая после развода с Аннетт Стройберг осталась с отцом, а вскоре и сама родила Вадиму ребенка - сына Кристиана. Много лет спустя Кристиан, ставший актером, рассказывал об отце:
"Он вел широкий образ жизни и сорил деньгами, как настоящий принц. И к тому же он был ужасно рассеянным. Однажды он привез меня и моих сестер в аэропорт, чтобы отправить каждого к своей матери, но умудрился перепутать посадочные талоны. В результате я прилетел в Лондон к Анетте Стройберг, моя мать встретила в Париже Ванессу (дочь Вадима и Джейн Фонды - прим. ред.), а Натали оказалась в объятиях Джейн Фонды в Нью-Йорке".
Катрин Денев и Роже Вадим никогда не были женаты - однажды экс-супруга Аннетт поставила ему условие: если Вадим женится на Катрин, она забирает дочь к себе. Больше ни Денев, ни Вадим к этой теме не возвращались. Они расставались долго и мучительно, в журнале "Мари Клер" в 1963 году Денев говорила: "Вадим - самый верный мужчина, которого я когда-либо знала. Люди улыбаются, когда я говорю это... Есть такие, которые замечают: "Бедный Вадим, женщины всегда бросают его! Вот он и боится немного". Я знаю Вадима: он ничего не боится. Я даже не знаю, кто кого на самом деле бросал. Ведь можно бросить кого-то, делая все, чтобы тебя покинули".
Следующий брак Роже Вадима - с американкой Джейн Фондой - продлился восемь лет. Он сделал из Джейн, "надежды Голливуда", звезду Голливуда, Королеву Галактики Барбареллу, а она родила ему дочь Ванессу.
"Джейн была очень восприимчива к моим советам, - вспоминал Роже Вадим. - Все мои усилия были направлены в одну сторону: придать ей уверенность в своих внешних данных и в глубине своей натуры. Я был лишь гранильщиком бриллианта: драгоценный камень существовал, ему только не хватало блеска, который превращает камень в бриллиант".
Они развелись, когда страсть Джейн к Вадиму сменилась страстью к политике и общественной деятельности. Актриса вернулась в США, где стала самой знаменитой женщиной-политиком страны, получила два "Оскара" и, наконец, превратилась в тот самый бриллиант, который видел в ней Вадим.
Увлекающаяся натура Джейн Фонда >>
Кстати, вместе с Джейн Фондой Роже Вадим осуществил давнюю мечту - впервые посетил свою историческую родину, Советский Союз. Вот, как он описывал этот визит: "После окончания съемок меня пригласили в Москву тамошние кинематографисты. Это было во времена Хрущева. Мы жили в гостинице "Националь". Однажды утром я проснулся от страшного грохота. Джейн выглянула в окно и затряслась от страха — по Красной площади шли танки. В этот период США и Советский Союз находились в состоянии "холодной войны", и Джейн решила, что начинается наступление. Я объяснил, что это всего лишь подготовка к празднованию 1 Мая. Ночным поездом мы ездили в Ленинград. Зимний дворец поразил нас несметными богатствами. Я словно находился в пещере Али-Бабы. Запомнились изделия Фаберже, инкрустированный золотом пояс, подаренный Иваном Грозным своей наложнице. На нем было вышито: "Женщина — желание, желание — мечта".
Нам понравилось гостеприимство русских, но также запомнились пустые прилавки в магазинах и бюрократия. Удивили очереди и русские студенты, знающие французскую и американскую культуру лучше нас. Спустя какое-то время я начал понимать русскую речь. Еще пару месяцев в России и я заговорил бы на языке моих предков".
Роже Вадим шутил, что принцип супружеской верности действует ему на нервы, но все же частенько добровольно шел в мэрию, чтобы официально скрепить новые отношения. Его четвертой женой на короткий период – два года - стала Катрин Шнайдер, дочь стального магната, единственная из его жен, кто не снимался в кино. В этом браке у Вадима родился сын, названный русским именем Ваня.
Несколько лет после развода со Шнайдер Роже Вадим прожил в одиночестве – женщины в его доме не задерживались надолго. А в 1990 году на кинофестивале 67-летний Вадим познакомился с 46-летней театральной актрисой Мари-Кристин Барро, которая стала последней любовью его жизни. "Мы пришли друг к другу после многих разочарований, измен, предательств, обретений и потерь; пришли взрослыми, сложившимися людьми и оказались способны высечь друг из друга огонь", - говорит она.
Почти со всеми своими женщинами Роже Вадим умудрился сохранить дружеские отношения. Катрин Денев, Мари-Кристин Барро, Джейн Фонда продолжают общаться и сейчас, когда Вадима уже нет на свете.
"Все мои четверо детей, а также дети моих жен не от меня, – их сейчас более десяти – все они считают себя братьями и сестрами, - рассказывал Роже Вадим в одном из интервью. - Думаю, это произошло благодаря двум вещам. Я никогда не создавал драм в моменты расставания с женщинами. И я всегда занимался с детьми. Мамы доверяли мне детей, и наших общих, и от других мужей. Они знали, что мне можно доверить самое дорогое".
Мари-Кристин Барро и Роже Вадим поженились в мэрии в 1990 году и прожили вместе до самой смерти Вадима от рака в 2000-м. На похоронах все его знаменитые жены держались за руки.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников