МОСКВА, 23 янв — Прайм. Пригородные пассажирские компании (ППК) вынуждены сокращать электрички из-за отсутствия финансирования из региональных бюджетов, следует из слов президента РЖД Владимира Якунина.
"Железнодорожники уже объявили об отмене ряда пригородных поездов с середины января. Еще раз подчеркиваю, что сокращение перевозок — вынужденная мера, на которую пригородные пассажирские компании идут ввиду критического финансового положения", — написал глава РЖД в среду в своем блоге в "Живом журнале".
Перевозки пассажиров в пригородном сообщении с 2011 года осуществляют пригородные пассажирские компании. Они создаются РЖД совместно с регионами. Власти субъектов ответственны за формирование заказа на пригородные перевозки, в котором определяются количество заказываемых электропоездов, их составность, маршруты по которым они будут курсировать, тариф на перевозку и суммы выпадающих доходов от госрегулирования тарифа. Тарифы на проезд в электричках регионам предлагают ППК. Власти субъектов, в свою очередь, устанавливают окончательный тариф на перевозку, чаще всего ниже экономически обоснованного уровня, а недостающую часть должны возмещать перевозчику.
"ОАО "РЖД" уже обвиняют, ни много ни мало, в уничтожении транспортного сообщения между городами. Подобные обвинения — чистой воды популизм, рассчитанный на обывателя, который до сих пор не в курсе, что пригородные перевозки на своих территориях регулируются региональными властями. Именно на них законодательно возложена функция по определению количества поездов, требуемых для перевозки пассажиров, а также обязанность компенсации выпадающих доходов железнодорожников. Ощущение же такое, что эта ответственность ими до сих пор не осознается", — пишет Якунин в блоге.
По данным главы РЖД, по итогам 2012 года только 11 регионов компенсировали убытки в полном объеме. К этому списку за последние дни добавились Рязанская и Сахалинская области, которые полностью возместили выпадающие доходы по прошлому году и предусмотрели полное покрытие убытков в 2013 году. При этом, отмечает Якунин, есть регионы, полностью игнорирующие эту обязанность или подходящие к ней формально. Например, для сохранения транспортного обслуживания населения в Амурской области на существующем уровне в этом году необходимо заложить в бюджет 414 миллионов рублей для поддержки местной ППК, а правительство области готово выделить только 3 миллиона рублей.
"Более того, существует даже угроза ликвидации пригородных операторов. К примеру, под вопросом дальнейшая работа Байкальской ППК в Бурятии — за 2011-2012 годы республика задолжала ей около 100 миллионов рублей, договор на 2013 год пока не подписан. Похожая ситуация в Пензенской области, там местные жители, активно пользующиеся электричками, поставили подписи под обращением к Министру финансов России о сохранении пригородных железнодорожных перевозок в регионе", — добавляет Якунин.
Глава РЖД пишет, что по его данным, позиция министра и правительства в целом по этому вопросу достаточно жесткая. Она заключается в следующем: если до сих пор субсидии в размере 25 миллиардов рублей на инфраструктурную составляющую предоставлялись из федерального бюджета, то с 2015 года финансовая ответственность за транспортное обслуживание населения практически полностью падет на региональную власть.
"Еще раз повторяю, что мы с себя ответственности не снимаем, но не надо сваливать все проблемы социальных перевозок только на РЖД. Для того чтобы в этом сегменте начались реальные улучшения, государство должно обеспечить их безубыточность. Тогда пригородные компании смогут и новый подвижной состав приобретать, и повышать качество сервисов", — считает топ-менеджер.
Он напоминает, что так функционирует пригородный комплекс в большинстве развитых стран. Например, в Германии, пригородные пассажирские перевозки дотируются государством в размере 7 миллиардов евро (за 2011 год), которые распределяются между федеральными землями в установленных процентных долях. Организация местных и пригородных ж/д перевозок переведена из сферы ответственности правительства страны к федеральным землям в середине 1990 годов. На рынке местных ж/д перевозок, кроме основного перевозчика DB Regio, присутствуют другие компании, в том числе иностранные.
"Все это вполне достижимо и у нас, нужна только политическая воля. Вместо того чтобы доводить дело до народных бунтов из-за отмены электричек, не легче ли откорректировать региональные бюджеты и предусмотреть в них средства для устойчивого и безубыточного осуществления пригородных перевозок?" — заключает Якунин.