Сергей Петухов, обозреватель РИА Новости.
В Госдуму внесен законопроект, упрощающий получение российского гражданства женщинами-иностранками, родившими ребенка от российского гражданина.
Если этот законопроект станет законом, то, несмотря на кажущуюся гуманность, он превратит российских мужчин репродуктивного возраста не столько в завидных женихов, сколько в удобный инструмент для приобретения российского паспорта гражданками стран СНГ и третьего мира.
Хуже того – возникает риск размывания российского генофонда. Новый закон заставит россиянок семь раз подумать, прежде чем один раз родить от мужа-иностранца.
Бесправие вплоть до расчленения?
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 14 Федерального закона "О гражданстве Российской Федерации" подан в Госдуму заместителем председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, депутатом от ЛДПР Михаилом Дегтяревым.
Что сподвигло его на этот шаг, подробно изложено в объяснительной записке к законопроекту. Из нее видно, что главных причин две.
Первая – стимулирование рождаемости в интернациональных семьях, причем стимулирование рождения в них граждан РФ. Вторая – защита женщин, родивших ребенка, отцом которого является гражданин Российской Федерации, от психологического и физического насилия в семье.
Но о демографии в пояснительной записке – только одна фраза, а остальные четыре страницы посвящены исключительно неравноправию иностранных женщин, родивших от российского мужчины.
По действующему закону "О гражданстве РФ", получить российский паспорт иностранец может при самых благоприятных условиях только через шесть лет после приезда в нашу страну. До этого он должен в течение пяти лет непрерывно прожить в России, имея вид на жительство, потом подать заявление о приеме в гражданство и еще год ждать его получения (или отказа).
Иностранным женам россиян срок в пять лет сокращен до трех, но на этом все послабления и кончаются – им все равно приходится ждать гражданства довольно долго, пусть не шесть лет, а четыре года. Если в течение этого срока иностранная гражданка разведется с мужем-россиянином, то автоматически теряет право на трехлетнее ожидание гражданства и становится в пятилетнюю очередь – на общих основаниях, так сказать.
Более того, ее могут выслать из страны, разлучив с ее детьми от россиянина, если те уже стали российскими гражданами (а это, как правило, и происходит с новорожденным при получении свидетельства о рождении).
Такое бесправное положение матерей иностранок и привело, по мнению автора законопроекта Михаила Дегтярева, к трагедии в семье Кабановых. "Жестокое убийство журналистки, гражданки Украины Ирины Кабановой собственным супругом, по мнению ее знакомых, стало следствием сохранения нежелаемого брака из-за опасений Кабановой быть выдворенной за пределы России и тем самым лишиться возможностей воспитывать детей, уже имеющих гражданство Российской Федерации, а также жить и работать в нашей стране", – пишет депутат Дегтярев.
По его мнению, женщины-иностранки, заключившие брак с российскими мужчинами, являются наиболее уязвимой для домашнего насилия группой населения. А потому, считает он, "все иностранные матери российских детей заслуживают право на прием в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке".
Упрощенный порядок означает, что не надо иметь вид на жительство, можно, минуя эту стадию, сразу подавать заявление на получение гражданство, не обязательно иметь законный источник к существованию и знать русский язык, достаточно пообещать признать Конституцию РФ и соблюдать российские законы – и максимум через полгода гражданство РФ обеспечено.
Если кто-то из российских мужчин обрадовался, каким завидным женихом он станет для иностранных девушек, его ждет жестокое разочарование. Ведь, как пишет депутат Дегтярев, "предлагаемое данным законопроектом изменение позволит им пользоваться всеми правами российского гражданина и после прекращения брака, произошедшего до истечения испытательного срока, и остаться жить вместе с ребенком на территории России".
Таким образом, российский мужчина, если его со знанием дела использовать, становится безотказным инструментом для гарантированного приобретения российского паспорта гражданками стран СНГ и третьего мира.
Гендерное неравенство
Законопроект, на мой взгляд, имеет еще один серьезный недостаток. Он гарантирует права иностранок, родивших от российского мужчины (право получить российский паспорт, не зная русского языка и не имея законного источника средств к существованию, да и муж-россиянин тоже не обязателен, если можно развестись с ним сразу после рождения ребенка), и права российских мужчин (право иметь вместо жены-иностранки жену-россиянку). Но, судя по формулировкам, отказывает в том же самом иностранным мужчинам и российским гражданкам.
Что касается права на досрочное российское гражданство иностранца – отца детей российской гражданки, то это вопрос скорее политкорректности. Однако нарушение права россиянки на досрочное превращение своего мужа-иностранца в мужа-россиянина – это уже нарушение Конституции РФ, точнее части 3 ее 19-й статьи, гласящей: "Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации".
Если же законопроект не считает актуальным это право для женщин, то одно из двух. Либо законодатели искренне считают, что россиянки в принципе не способны учинить домашнее насилие над мужем иностранцем, либо уверены, что наши женщины настолько легкомысленны, что должны проверять свои чувства к мужьям-иностранцам в десять раз дольше, чем российские мужчины – к иностранным женам.
Понятно, что и то, и другое одинаково обидно для наших соотечественниц и подрывает их деловую репутацию как женщин, которые в беде не сробеют – спасут, коня на скаку остановят, в горящую избу войдут.
Митохондриальные заблуждения
Есть у законопроекта и еще один минус, о котором заместитель председателя комитета Госдумы по науке и наукоемким технологиям, депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев вроде бы обязан знать по должности.
Наука, особенно ее высокие, наукоемкие технологии, уже полвека оперирует понятием "митохонриальная ДНК" (в этом году, кстати, исполняется ровно 50 лет со дня ее открытия). Главная молекула наследственности человека ДНК (проще говоря, его гены) содержатся не только в хромосомах, которые расположены ядре клетки, но и в митохондриях – тельцах, плавающих в цитоплазме наших клеток вне клеточных ядер.
Роль этих митохондриальных генов пока не вполне понятна ученым. Известно лишь то, что они передаются из поколения в поколение только по женской линии – от матери к дочерям и сыновьям. Но дальше ее могут передать только дочери – к своим дочерям и сыновьям. И так далее, испокон веку и до его скончания.
Мужчина в принципе не может передать свою митоходриальную ДНК, полученную от матери, потому что она не помещается в его сперматозоиде. В сперматозоиде хватает места только на ядро клетки с хромосомами и, соответственно, только его хромосомной ДНК.
В результате, те митохондриальные гены, которые мужчина получает от своей матери, он никому передать не способен, и они умирают вместе с ним. А по женской линии они передаются от женщине к женщине, начиная от первой женщины на планете – праматери всех людей Евы (тут ученые безбожники солидарны с верующими и сами называются эту женщину Евой, только считают, что она произошла не из ребра Адама, а от восточноафриканских человекообразных приматов).
У многих народов до победы патриархата родство велось по материнской линии, а мужчина считался необходимым, но не таким уж важным элементом сохранения рода. Такое понимание родства сохранилось доныне в Израиле, где принадлежность к евреям считается исключительно по материнской линии. С точки зрения современной науки в этом есть свой резон: по женской линии геном нации передается более полно (не только хромосомные гены, но и митохондриальные).
Понимаете теперь, что не учел заместитель председателя комитета Госдумы по науке Михаил Дегтярев? Иностранки, становясь россиянками, привносят в российский генофонд свои иностранные митохондриальные гены.
С точки зрения размывания генома нации это опаснее, чем предоставление ускоренного гражданства иностранным мужчинам, оплодотворяющим российских женщин. Да, дети в результате таких браков, когда мама россиянка, а папа, например, таджик, будут больше похожи на папу, но нести они будут не только половину хромосомных генов мамы-россиянки, но и все сто процентов маминых митохондриальных генов. Причем их дочки передадут митохондриальную ДНК своей мамы россиянки своим детям, а внучки – правнучкам, и так далее.
Можете смеяться сколько хотите, но если бы одновременно с правом иностранок на досрочное гражданство за рождение детей такое же право получили иностранцы – отцы детей россиянок, то это уравновесило бы и остановило бы процесс размывания российского генофонда, которое законопроект Михаила Дегтярева только ускорит.
И последнее. Наверное, нужно быть очень специфического мнения о российских мужчинах, чтобы на законодательном уровне препятствовать их предположительно массовому издевательству над женами-иностранками.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции