Рейтинг@Mail.ru
"Прогрессы" послужат еще долго, считает первый замглавы РКК "Энергия" - РИА Новости, 29.02.2020
Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Супертег Наука 2021январь
Наука

"Прогрессы" послужат еще долго, считает первый замглавы РКК "Энергия"

© РИА Новости / Олег Урусов | Перейти в медиабанкРакета-носитель "Союз-У" с грузовым космическим кораблем "Прогресс М-10М" на Байконуре. Архив
Ракета-носитель Союз-У с грузовым космическим кораблем Прогресс М-10М на Байконуре. Архив
Читать ria.ru в
Дзен
Первый грузовой корабль "Прогресс-1" был запущен к орбитальной станции "Салют-6" 20 января 1978 года. Всего с тех пор было осуществлено более 130 пусков "Прогрессов", только один закончился неудачей.

МОСКВА, 20 янв — РИА Новости. Российские грузовые корабли "Прогресс" ещё долго послужат на благо космонавтики, у РКК "Энергия" (предприятие-изготовитель этих кораблей) нет сомнений по их дальнейшему использованию, сказал РИА Новости первый заместитель генконструктора РКК "Энергия" Николай Брюханов.

В воскресенье, 20 января, исполняется 35 лет со дня запуска первого "Прогресса". Первый грузовой корабль "Прогресс-1" был запущен к орбитальной станции "Салют-6" 20 января 1978 года. После выхода на орбиту и проверки работоспособности бортовых систем начались автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией. Ход операции контролировали Центр управления полётами и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции "Салют-6". 22 января корабль был пристыкован к станции в автоматическом режиме.

Всего с тех пор было осуществлено более 130 пусков "Прогрессов". Только один запуск закончился неудачей, но не из-за корабля, а из-за ракеты-носителя. 24 августа 2011 года после старта грузового корабля "Прогресс М-12М" на участке работы третьей ступени ракеты-носителя "Союз У" произошло нарушение работы двигательной установки, приведшее к ее аварийному отключению. Обломки космического грузовика, не сгоревшие в плотных слоях атмосферы, упали в Горном Алтае. Жертв и разрушений не было.

Сложности при создании "Прогресса"

"Корабль создавался в те времена, когда я еще не работал на предприятии. Я здесь работаю с 1980 года. Но могу предположить, какие сложности были при конструировании корабля. Во-первых, это то, что корабль — полностью автоматический и необходимо было обеспечить его надёжную работу и возможность его применения без человеческого вмешательства", — сказал Брюханов.

"Более того, на тот момент времени, когда корабль создавался, такого режима, как телеоператорный режим управления не было. Сегодня мы этот режим иногда используем. Например, космонавт, находящийся на Международной космической станции, может перехватить управление на себя и, используя ручки управления, пристыковать корабль к станции. Таким образом, имитируется виртуальное присутствие космонавта на этом корабле. А раньше этого не было, и корабль должен был обладать соответствующей надёжностью, чтобы совершить сближение, стыковку, работу в соответствии со всеми программами, которые были запланированы", — рассказал первый замгенконструктора РКК "Энергия".

Он напомнил, что "Прогресс" был предназначен для снабжения орбитальных станций, на которые нужно было доставлять грузы для работы космонавтов и научное оборудование.

"Кроме того, "Прогресс" решал задачу и по дозаправке двигательной установки станции компонентами топлива. Вторая сложность, с которой столкнулись специалисты в то время, заключалась в том, что нужно было создать интерфейс по передаче топлива и создать систему, которая передавала бы это топливо с корабля на станцию. Это была непростая и серьёзная задача для инженеров", — сказал Брюханов.

"На сегодняшний день у нас существует единственный в мире такой интерфейс, он российский. Потому что, например, европейский грузовой корабль ATV пользуется нашим стыковочным узлом и использует систему дозаправки российского производства, американские корабли пока топливо на станцию вообще не передают", — отметил он.

По его словам, "Прогресс" создавался на базе уже отработанного космического корабля "Союз", и на нем использовались уже отработанные технические решения.

Что сейчас и каковы перспективы

Брюханов напомнил, что по "Прогрессам" ещё не было ни одного случая, чтобы этот корабль не состыковался со станцией и не доставил на нее грузы.

 

"Кроме аварии, которая произошла в августе 2011 года. Но хочу напомнить, что авария была связана не с кораблём, а с работой третьей ступени ракеты-носителя "Союз-У", по кораблю у нас вопросов не было. Эта авария никак не повлияла на дальнейшую судьбу "Прогрессов" и сегодня эти корабли осуществляют снабжение, как российского сегмента, так и МКС в целом", — отметил первый замгенконструктора РКК "Энергия".

Он добавил, что в настоящее время сомнений по дальнейшему использованию корабля "Прогресс" у специалистов нет, его планируется использовать наряду с пилотируемым кораблём "Союз".

"Мы постоянно модернизируем эти корабли. Сейчас, конечно, нынешние "Прогрессы", как и "Союзы", только внешне напоминают те корабли, которые первоначально летали. Сегодняшние грузовые корабли оснащены совершенно другими системами, технические решения уже другие. Изменения коснулись практически всех бортовых систем "Прогресса" и "Союза", — отметил Брюханов.

В частности, по его словам, раньше был аналоговый контур управления, сегодня широко используются вычислительные средства для управления этими кораблями.

Он рассказал, что специалисты планируют проводить дальнейшую модернизацию пилотируемого и грузового кораблей, в будущем они будут называться "Прогресс-МС" и "Союз-МС".

"Мы сегодня ведём работу, по заданию Роскосмоса, по созданию нового пилотируемого корабля. Могу предположить, что на базе этого корабля будет создан и новый грузовой корабль, но это пока предположение. Всё зависит от заказчика, то есть от Роскосмоса", — заключил Брюханов.

 
 
 
Лента новостей
0
Сначала новыеСначала старые
loader
Онлайн
Заголовок открываемого материала
Чтобы участвовать в дискуссии,
авторизуйтесь или зарегистрируйтесь
loader
Обсуждения
Заголовок открываемого материала