20 января 1978 года был запущен первый автоматический грузовой корабль "Прогресс-1" для стыковки с долговременной орбитальной станцией "Салют-6".
Автоматический транспортный грузовой космический корабль "Прогресс-1" был разработан на базе транспортного пилотируемого космического корабля "Союз" с целью увеличения продолжительности функционирования орбитальных станций и обеспечения длительных полетов на них экипажей космонавтов.
Наличие научно-технического и производственного задела по пилотируемым космическим кораблям "Союз" позволило в короткий срок разработать необходимую проектную, конструкторскую, рабочую и эксплуатационную документацию, а также завершить экспериментальную отработку и изготовление первых лётных образцов.
Разработка грузового корабля "Прогресс" была начата в середине 1973 года, а экспериментальная отработка и изготовление первого лётного образца были завершены к ноябрю 1977 года.
Разработчиком и изготовителем космического грузовика "Прогресс" является Ракетно-космическая корпорация "Энергия" (в 1978 году — НПО "Энергия"). Производство корабля осуществлялось на головном предприятии корпорации в подмосковном городе Королёве, а испытания и подготовка его к запуску — в монтажно-испытательном корпусе (МИК) предприятия на 254-й площадке космодрома Байконур.
Корабль "Прогресс-1" имел три основных отсека: герметичный грузовой со стыковочным агрегатом, где размещались материалы и оборудование, доставляемые на станцию, отсек компонентов дозаправки, сделанный негерметичным, чтобы защитить станцию в случае утечки токсичного топлива, и приборно-агрегатный.
У "Прогресса", в отличие от пилотируемого корабля, в средней части располагается не спускаемый аппарат, а отсек для размещения грузов. Поэтому грузовой корабль "Прогресс" только доставляет материалы и оборудование на станцию, а возвращать грузы из космоса на Землю не может.
Первый грузовой корабль "Прогресс-1" был запущен с космодрома Байконур 20 января 1978 года в 11 часов 25 минут по московскому времени. Как только отделилась последняя ступень ракеты-носителя, по команде с Земли раскрылись антенны радиотехнических систем и выдвинулась в исходное положение штанга активного стыковочного агрегата. В течение первых суток проверялась работоспособность бортовых систем и, прежде всего, системы ориентации и управления движением, радиотехнической аппаратуры сближения и стыковки, а также сближающе-корректирующей двигательной установки. Заключительной операцией первых суток полёта была коррекция орбиты корабля. На вторые сутки полёта был проведён последний этап коррекции орбиты, что позволило к концу вторых суток завершить формирование монтажной орбиты грузового корабля с параметрами, необходимыми для сближения и стыковки со станцией. В начале третьих суток полёта началось автоматическое сближение, причаливание и стыковка корабля со станцией.
Центр управления полётом и космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко, находившиеся на станции "Салют-6", благодаря телевизионному репортажу с борта станции и постоянной радиосвязи непрерывно контролировали ход операции. 22 января в 13 часов 12 минут по московскому времени произошла сцепка стыковочных агрегатов грузового корабля и станции "Салют-6", а затем стягивание стыковочных агрегатов. Были состыкованы электро- и гидроразъёмы системы дозаправки топливом, после чего система электропитания корабля была подключена к системе электропитания станции и экипаж смог управлять системами корабля со станции "Салют-6".
Корабль "Прогресс-1" доставил на станцию запасы воды и пищи для экипажа, научную аппаратуру, сменные блоки системы жизнеобеспечения и дополнительное топливо для двигательной установки станции "Салют-6".
25 января космонавты Юрий Романенко и Георгий Гречко приступили к переноске грузов из космического грузовика и дозаправке станции топливом. Хотя станцию можно было дозаправить и по командам с Земли, но было принято решение, что дозаправку будет проводить экипаж станции, а специалисты Центра управления полётом будут следить за ней и при необходимости давать консультации. Герметичный грузовой отсек позволял космонавтам работать внутри него без скафандров и переносить грузы на борт орбитальной научной станции. После разгрузки космического грузовика космонавты разместили в "Прогрессе-1" материалы и оборудование станции, отработавшие ресурс, и различные отходы.
Несмотря на то, что эти операции выполнялись в орбитальном полёте впервые, все прошло в полном соответствии с программой, и 3 февраля работа была закончена.
4 февраля экипажу был предоставлен день отдыха. А 5 февраля первый грузовой корабль выступил в роли и первого космического буксира: была проведена коррекция орбиты станции с помощью системы управления и двигательной установки грузового корабля. 6 февраля корабль "Прогресс-1" был отстыкован от станции. 8 февраля после схода с орбиты космический грузовик вместе со всем содержимым сгорел над акваторией Тихого океана в плотных слоях земной атмосферы, не засорив околоземное космическое пространство.
Особенности ликвидации космических аппаратов >>
Грузовой корабль "Прогресс-1" имел массу 7020 килограммов, длину 7,48 метров; наибольший диаметр 2,72 метра; массу доставляемого груза до 2300 килограммов, в том числе в грузовом отсеке до 1300 килограммов и в отсеке компонентов дозаправки до 1000 килограммов, время полёта до 3-4 суток и время полёта в составе орбитальной станции до 30 суток; высоту орбиты 200-350 километров и её наклонение 51,6 градуса.
"Прогресс-1" был первым из серии транспортных грузовых кораблей "Прогресс", лётная эксплуатация которых показала их высокую надёжность и эффективность. Было осуществлено 42 успешных запуска, из них 12 к станции "Салют-6", 12 к станции "Салют-7", 18 к станции "Мир".
В дальнейшем на орбиту вышли модернизированные грузовые корабли "Прогресс М", "Прогресс М1", "Прогресс М-СО1", которые обладают более совершенными возможностями по сравнению с предшествующими модификациями.
Транспортные грузовые корабли серии "Прогресс" позволяют восполнять запасы расходуемых грузов станций, в том числе запасы кислорода, воды, продуктов питания, одежды для экипажа, а также запасы топлива и газов для их объединенных двигательных установок, доставлять целевое оборудование для проведения космических экспериментов, монтажных и ремонтных работ, а также посылки для экипажа, удалять накапливаемые на борту различные отходы, проводить коррекции орбит станций, осуществлять космические эксперименты и исследования в автономном полете.
В настоящее время корабли серии "Прогресс" используются в рамках проекта Международной космической станции, регулярно доставляя на нее различные грузы, оборудование и аппаратуру для выполнения научных, технических и коммерческих программ.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников