МОСКВА, 15 янв — РИА Новости, Светлана Янкина. Итальянская полиция поместила под домашний арест директора Института Модильяни в Риме Кристиана Паризо и арт-дилера Маттео Виньяпьяно из-за предположительно поддельных работ Амадео Модильяни, сообщает издание The Financial Times.
Как уточняет Сorriere della Sera, расследование в течение двух лет проводил отдел охраны культурного наследия. В итоге, в Швейцарии и Италии были конфискованы 41 рисунок, 13 гравюр, четыре скульптуры и одна картина общей стоимостью порядка 7 миллионов евро, а также сертификаты подлинности на них. Подозреваемые по делу были помещены под арест еще до Нового года.
Паризо был доверенным лицом дочери Модильяни Жанны, а возглавляемый им институт занимался, в частности, атрибуцией произведений художника, которая ценилась во всем мире. Художник, умерший в нищете, сейчас является одним из самых дорогих — например, на февральских торгах Christie's представлен "Портрет Жанны Эбютерн" 1919 года, оцененный специалистами аукционного дома в 16-22 миллиона фунтов стерлингов. Пока что рекорд стоимости произведений художника принадлежит картине "Обнаженная, сидящая на диване", которая была продана в 2010 году на Sotheby's почти за 69 миллионов долларов.
Также полицейским стало известно, что Паризо вместе с французским искусствоведом Марком Рестрелли готовили каталог-резоне Модильяни. Публикация сомнительных произведений в подобного рода изданиях, особенно если речь идет об авторстве уважаемых специалистов, является одним из этапов легализации фальшивки.
Например, некоторое время назад эксперты творчества авангардистки Натальи Гончаровой указали представителям Росохранкультуры на появление в двух зарубежных изданиях 2011 года — "Наталия Гончарова" Энтони Партона и "Наталия Гончарова: ее творчество между традицией и современностью" Дениз Базету — поддельных произведений, приписываемых русской художнице. Они, в частности, выразили опасение, что те самые сомнительные вещи могут попасть на арт-рынок, где произведения Гончаровой стоят миллионы долларов. Появление подделок, особенно в приближенных к промышленным масштабах, в первую очередь, негативно сказывается на выстраивании взаимосвязей арт-дилер — коллекционер и, опосредованно, музейщиках, которым все чаще для организации выставок выдаются произведения искусства из частных собраний. Тогда чиновники пообещали обратиться от имени государства в компетентные органы Франции.
Еще один вариант введения подделки в оборот — ее показ на выставках в крупных музеях. Собственно, сигналом для нынешнего расследования послужила экспозиция "Модильяни: от классицизма до кубизма", организованная при участии Института Модильяни в Национальном музее археологии в 2010 году. Тогда полиция сняла с выставки 22 сомнительные работы художника.
Годом позже один коллекционер, пожелавший остаться неназванным, заявил, что на выставке "Парижская школа" в Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина демонстрируется "Портрет Маревны" (художницы Марии Воробьевой-Стебельской) кисти Модильяни из частного собрания, который он планировал купить. Однако его не устроили результаты экспертизы, которую делал Швейцарский институт исследования искусств (Swiss Institute for Art Research), поэтому от сделки он отказался.