МОСКВА, 11 янв — РИА Новости. Установление неофициальных контактов для проведения закрытых переговоров могло бы способствовать освобождению задержанных в Нигерии российских моряков, считает эксперт по международному морскому праву Института государства и права РАН Василий Гуцуляк.
Судно Myre Seadiver с 15 российскими моряками на борту было задержано нигерийскими властями 19 октября этого года в порту Лагоса по подозрению в контрабанде оружия. МИД РФ 26 декабря сообщил, что в результате дипломатических переговоров принято решение предоставить возможность вернуться на Родину 15 россиянам-членам экипажа в ближайшие дни. Однако, по сообщениям СМИ, власти Нигерии продолжают удерживать под стражей российских моряков, обвиняемых в контрабанде оружия, и готовятся судить их. Владелец судна отвергает заявления о контрабанде.
"Чаще всего это (меры по освобождению) делается в частном порядке, идут закрытые переговоры, не доступные для прессы, делается все в кулуарах. Речь идет о конкретных гражданах, которые могут помочь, о наличии неких частных связей, которые могут быть задействованы", — сказал Гуцуляк. Эксперт полагает, что принятие каких-либо резких шагов со стороны российских властей вряд ли окажется эффективным в данной ситуации.
В декабре глава МИД РФ Сергей Лавров обсудил по телефону ситуацию вокруг судна Myre Seadiver с главой нигерийского внешнеполитического ведомства, предупредив его, что дальнейшие проволочки с освобождением россиян повлекут негативные последствия для двусторонних отношений. Позднее в МИД РФ заявляли, что рассчитывают на то, что нигерийские партнеры сдержат слово и в кратчайшие сроки освободят российских моряков без дополнительных условий и дальнейших проволочек.
"В соответствии с международным правом, мера под названием "реторсия" существует в арсенале любого государства. Но ситуация деликатная, речь идет не об одном человеке, а о целом экипаже, здесь надо действовать скальпелем хирурга, нельзя махать саблей", — считает эксперт.
По его мнению, "если мы действительно говорим о реальных доказательствах, которые могут иметься у нигерийской стороны, то контрабанда оружия по законодательству большинства государств, в том числе Нигерии, это тяжкое преступление". С другой стороны, эксперт считает, что нужно учитывать и особенности правовой системы Нигерии, которая считается "достаточно закрытой системой". Он добавил, что для освобождения россиян из нигерийской тюрьмы необходимо продолжать предпринимать все усилия, в том числе неофициального характера.