МОСКВА, 5 янв — Р-Спорт, Александра Владимирова. Тридцать пятый по счету ралли-марафон "Дакар" стартует в Перу в субботу, завершится гонка спустя 15 дней возле президентского дворца в Сантьяго-де-Чили.
Мастера из "КАМАЗ-мастер"
Пока россияне вовсю готовились ко встрече 2013 года, члены команды "КАМАЗ-мастер" — 48 человек — летели в Южную Америку, чтобы 3 января грузовики прошли техническую проверку, а 5-го — вышли на старт ралли.
"Весь год мы работали над машинами, над их надежностью, будем надеяться, что они нас не подведут. Мы заменили поставщиков деталей, которые нас подвели в прошлом году, теперь надеемся, что с двигателем проблем не будет", — отметил руководитель команды Владимир Чагин.
На "Дакаре"-2013 "КАМАЗ-мастер" стартует четырьмя экипажами: управлять "боевыми" автомобилями будут Эдуард Николаев, Айрат Мардеев, Андрей Каргинов; традиционным "знаменосцем", который поведет в бой "техничку", станет Ильгизар Мардеев, выступающий в ралли-марафонах с 1992 года.
Для Мардеева-младшего и Каргинова этот "Дакар" будет вторым в карьере в качестве боевых пилотов, для Николаева — третьим.
Смена поколений
В 2011 году экипажи "КАМАЗ-мастер" заняли весь пьедестал почета, а закрепила успех "техничка", управляемая Мардеевым-старшим и финишировавшая на четвертом месте. После той исторической гонки Чагин объявил о завершении спортивной карьеры, а другой лидер команды Фирдаус Кабиров также перестал выезжать на старты в качестве боевого пилота, решив уступить место молодежи. В 2012-м "КАМАЗ-мастер" не только не повторил успеха, а вовсе остался без единого места на подиуме — из-за технических проблем и недостатка опыта. Зато Артур Ардавичус, выступающий за "Астану" на клиентском КАМАЗе, пришел третьим.
"Конечно, напрямую мы не скажем, что победим в этот раз. Мы же спортсмены, все суеверные, поэтому мы скажем так: надеемся и хотим победить в "Дакаре". Но у нас все зависит не только от пилотов. Может подвести человек, а может и техника. Конечно, в этом году мы уверены в себе, уверены в своей технике. Хотя и в том году были уверены, но техника подвела", — отметил Николаев.
"Преодолеть весь путь "Дакара" — это успех, приехать в первой десятке — это огромный успех, а стать призером — это огромное счастье. Этого могут добиться те, кто делает не как все: нетрадиционные методы вождения — входы в повороты, выбор маневра", — рассказал Чагин.
Песок и камни
"Дакар-2013" пройдет по территории Перу, Аргентины и Чили. Впервые гонка будет стартовать из столицы Перу города Лима, где год назад прошла церемония награждения. Подобный старт, по словам самих пилотов, должен сыграть на руку "КАМАЗ-мастер".
"Сразу будет песок, а КАМАЗ очень хорошо едет по тяжелым пескам, поэтому это для нас скорее плюс. Хотя наши конкуренты тоже хорошо едут по пескам, поэтому все увидим во время ралли. В прошлом году было очень тяжело на каменистых участках, не было опыта — в России нет таких участков. Поэтому в этом году мы специально поехали в Марокко, чтобы отработать "камни", — отметил Айрат Мардеев.
Новицкий и Гадасин
Российский штурман внедорожника Алексей Кузьмич, который принял участие уже в трех "Дакарах", признался, что эта гонка навсегда изменила его жизнь.
"На "Дакаре" каждый день — это маленькая жизнь. Когда ложишься спать, кажется, что прошел не день, а неделя или две. Эмоциональное напряжение, которое накапливается на "Дакаре", равно 1 к 10. Когда приезжаешь домой, ощущение, что тебя не было полгода. Песок какой-то белый и холодный, люди — как муравьи, мечутся, смотрят по сторонам. А ты не понимаешь, где дорожная книга и почему мы не едем. Постепенно приходишь в себя", — рассказал он.
"Во время движения по трассе происходит очень много переоценок, прежде всего, себя самого. Те, кто ставит сверхдерзкие задачи, могут быстро сломаться. К четвертым-пятым суткам гонки обычно отшелушивается все лишнее — какие-то социальные сверхпотребности, "понты". И если человек ломается психологически, то ехать дальше практически невозможно", — продолжил россиянин.
На "Дакар"-2013 Кузьмич поедет в качестве штурмана Бориса Гадасина из G-Force Motorsport, который этим летом стал первым российским гонщиком, победившим на ралли-марафоне "Шелковый путь" в зачете внедорожников. Планов на победу на первом в его жизни "Дакаре" пока нет, цель — добраться до финиша. Кроме Гадасина, попытается выполнить эту задачу и экипаж, руководимый Владимиром Васильевым.
"Мы не ставим перед собой невыполнимых задач — приехать и сразу выиграть "Дакар". Мы понимаем, что это нереально. Даже заводские команды с многомиллионными бюджетами тратили несколько лет, чтобы в эту гонку "вкатиться". Поэтому наша задача — доехать до финиша всеми экипажами", — заявила спортивной директор российской команды Светлана Шахова.
Однако, по ее словам, к 2015 году G-Force Motorsport должен быть готов бороться за места в призовой пятерке.
В прошлом году россиянин Леонид Новицкий, выступавший на Mini за команду X-raid, показал лучший для россиян результат в этом зачете — финишировал четвертым. В этот раз российский гонщик, являющийся двукратным чемпионом мира по ралли-рейдам, вполне может повторить успех.
"Частные" российские экипажи вряд ли смогут претендовать на топ-10, но навсегда изменить свою жизнь благодаря участию в "Дакаре" — вполне. Сергей Савенко будет управлять багги, Роман Брискиндов стартует на прототипе Gaz, Артем Варенцов — на "Тойоте".
В зачетах мотоциклов и квадроциклов российских представителей нет.