Вера Матвеева
31 декабря у всех нас появится замечательный повод открыть бутылочку шампанского… Не знаем, о чем подумали вы – а мы имели в виду 75-летний юбилей сэра Филипа Энтони Хопкинса. Его называют одним из лучших актеров современности, однако сам Хопкинс звездной болезнью не страдает, к числу небожителей себя не относит и признает, что среди голливудских коллег чувствует себя скорее аутсайдером.
И все-таки сниматься в кино имениннику нравится куда больше, чем играть на сцене – хотя начинал он, как водится, именно с театра, и не просто театра, а Королевского национального и лондонского. И не просто начинал – а в качестве дублера самого Лоуренса Оливье.
Людоед, профессор, мотогонщик: 10 ролей Энтони Хопкинса >>
Первый успех в кино пришел к Хопкинсу с картиной 1968 года "Лев зимой", где актеру досталась роль молодого Ричарда Львиное Сердце. Его партнерами по площадке стали Питер О'Тул, Кэтрин Хепберн и Тимоти Далтон. Страдавший от дислексии еще в школьные годы, Хопкинс именно на съемках этой картины раз и навсегда вывел для себя главный принцип подготовки к роли: "Я просто как следует учу слова".
После участия в нескольких телепроектах (в том числе в экранизации "Войны и мира", где актеру досталась роль Пьера Безухова), Хопкинс вновь заявил о себе в кинематографе – картина Дэвида Линча "Человек-слон" в 1981 году претендовала на восемь "Оскаров" сразу (правда, в итоге ограничилась премией BAFTA и "Сезаром").
На протяжении десятилетия Хопкинс продолжал сниматься в серьезном кино (кстати, за роль Адольфа Гитлера в биографической ленте "Бункер" актер удостоился "Эмми" в 1981 году) – но по-настоящему "звездным" для актера стал 1991 год.
"Как только я прочел сценарий, я понял, что это – та самая роль. Не знаю, почему – это было что-то вроде инстинкта", - признавался Хопкинс. Роль серийного маньяка доктора Ганнибала Лектера в картине "Молчание ягнят" действительно стала "той самой" - именно она принесла актеру долгожданный "Оскар" на церемонии 1992 года.
Год спустя актер с легкой руки Елизаветы II удостоился также звания рыцаря и обращения "сэр". Однако обласканный критиками и знатью Хопкинс признал: "Получить "Оскар" - чертовски приятно, и стать рыцарем тоже было приятно. Но, знаете, на следующее утро вы снова просыпаетесь в реальном мире".
2000 год был ознаменован переездом Хопкинса, уроженца Уэльса и жителя Лондона, в Америку - поближе к фабрике звезд: "Говорят, Лондон был сердцем "свингующих 60-х". Все, что помню я – туман, висящий над улицей Ватерлоо в среду днем. Это нагоняло такую тоску! И я перебрался в страну Дональда Дака".
Дальше – больше: продолжение кинопохождений доктора Лектера, участие в блокбастерах "Беовульф" и "Тор", "именная" звезда на Алее славы и все возрастающие гонорары. В свои 75 сэр Энтони Хопкинс остается "в деле" (уже 23 февраля 2013 года мы сможем созерцать мастера в главной роли фильма "Хичкок") - и в цене. При этом никаких рассуждений о высоком и красивых слов вроде "призвание" и "вдохновение" вы от него не услышите – в каждом его интервью только конкретные советы, только откровенные признания, только "хардкор".
О причинах и отце:
В школе я был настоящим неудачником. Придурком. Никуда не годился. К тому же я был социопатом, с ровесниками не общался. Студентом я тоже был никудышним. Мне мозгов не хватало, чтобы воспринимать слова преподавателя. Я вообще не понимал, что я там делал. Так я стал актером.
Мой отец был тяжелым человеком. Довольно вспыльчивым и притом холодным. Кажется, во мне он был разочарован – я, мягко говоря, не был лучшим в школе, понимаете. Но я многому у него научился, и его холодность мне нравилась, потому что она была настоящей. Благодаря отцу сейчас я знаю, как быть жестким. Как быть сильным. Как быть безжалостным. Без всего этого я никогда не стал бы актером.
О коллегах и шоу-бизнесе:
Я много работал с молодыми актерами, которые напоминали мне меня самого. Я люблю плохих парней. Я работал с Расселом Кроу в Австралии еще до того, как он стал знаменит. Рассел – плохой парень. Ричард Бертон тоже был плохим парнем – и это не помешало ему потрясти мир. Думаю, это даже хорошо – быть плохим. Я был плохим парнем всю свою жизнь. Я и сейчас такой.
К черту шоу-бизнес, этот нелепый шоу-бизнес, эту фальшивую цель в жизни! Я оглядываюсь назад – и вижу выжженную пустыню. Все эти годы я провел в искусственной среде, все вокруг меня было сплошной имитацией жизни, фальшивкой.
О молчании и ягнятах:
Думаю, Ганнибал Лектер из тех людей, с кем очень интересно как-нибудь встретиться за ланчем. При условии, конечно, что в роли ланча будете не вы.
Как играть Ганнибала Лектера? Не двигаться. Пугать людей своей неподвижностью.
Мне легко играть монстров. Я понимаю монстров. Я понимаю маньяков.
О работах и амбициях:
Мне довелось работать с Кэтрин Хепберн в картине "Лев зимой" - она тогда сказала: "Ничего не играй. Просто произноси свой текст. Просто будь". Я ответил: "Ладно". Она сказала: "Посмотри на Спенсера Трейси. Он не играет. Он просто читает свои реплики". И я подумал: "А ведь это очень дельный совет!" Думаю, актеры того поколения были превосходны. Они не играли. Просто приходили и делали свое дело – и персонажи получались замечательно. Люди говорят: "Они всегда были самими собой". Ну а кем же еще им быть? А в Англии играть роль – это традиция. Слишком много актерства, слишком много игры.
У меня были хорошие работы. "Остаток дня" был ничего, "Молчание ягнят", "Никсон". Мне понравилось в них сниматься. Еще было очень приятно поработать с Роджером Дональдсоном в "Самом быстром "Индиане". Мало того, что сам съемочный процесс был веселым, так еще и картина, кажется, прошла в кинотеатрах с успехом. Это вообще приятно – достичь того уровня популярности, когда можешь сам выбирать, чем заняться. Я рад, что те дни, когда я хватался за любую работу, прошли. На самом деле, люди думают, что я много работаю, но это не так. Я много отдыхаю. Много отказываю. Когда ты молод, берешься за любую роль – потому что боишься, что она достанется другому и станет его "звездным часом". Сейчас мне все равно – пусть играют другие. Я просто иду своей дорогой.