МОСКВА, 29 дек — РИА Новости. Шанс на политическое урегулирование сирийского конфликта еще есть, считают в Москве, где также подтверждают ранее озвученную позицию РФ о недопустимости военного вмешательства в дела Сирии; на переговорах в субботу с главой МИД РФ Сергеем Лавровым спецпредставитель ООН и ЛАГ Лахдар Брахими, со своей стороны, заявил о возможности урегулирования конфликта в 2013 году, не исключив, вместе с тем, внесения некоторых корректив в Женевские соглашения.
Российская сторона, кроме того, заявила о готовности вести диалог с руководством Национальной коалиции сирийской оппозиции и напрямую изложить ему свое видение ситуации для выработки политического выхода из кризиса.
Перспективы урегулирования
"Растет число жертв, но шанс на политическое урегулирование сохраняется", — сказал в субботу глава МИД РФ Сергей Лавров на переговорах с Брахими. Российский министр добавил, что основа для политического урегулирования — это Женевское коммюнике от 30 июня, предусматривающее создание переходного органа, который должен определить политическую систему в Сирии после конфликта. При этом, как отметил глава российского МИД, он выступает против военного вмешательства в сирийский конфликт, в том числе и потому, что это противоречит позиции и других стран, пытающихся урегулировать ситуацию в Сирии. "Мы действительно выступаем против резолюции по главе 7 (Устава ООН — ред.), так как она откроет путь для внешней международной интервенции", — сказал Лавров.
В свою очередь, Брахими отметил, что, по его мнению, конфликт в Сирии удастся разрешить в 2013 году. Он добавил, что в Женевские договорённости, о которых упомянул Лавров, могут быть внесены некоторые изменения.
"Женевские договоренности стали, действительно, очень большим достижением, это был большой результат работы Кофи Аннана при поддержке господина министра (Лаврова), а также Хиллари Клинтон и всех остальных участников женевских переговоров… Возможно, нам придется внести небольшие изменения в женевские договоренности, тем не менее, я считаю, что они являются прекрасным основанием для продолжения политического процесса", — сказал Брахими.
Во встрече в Женеве в июне 2012 года принимали участие пять стран — постоянных членов СБ ООН и некоторые соседние с Сирией государства. Они, в частности, договорились о необходимости формирования временного сирийского правительства с участием всех сторон.
Наблюдатели или миротворцы?
По мнению Лаврова, для организации диалога со всеми участниками противоборства в Сирии необходимо вернуть наблюдателей ООН в эту страну, а принятое ранее решение о выводе миссии наблюдателей ЛАГ и Организации Объединенных Наций стало большой ошибкой.
"Мы считаем, что международное сообщество может помочь стабилизации диалога (в Сирии), когда он будет завязан, в том числе, путем возвращения в Сирию наблюдателей ООН и существенному увеличению их числа, чтобы они могли осуществлять мониторинг за договоренностями о прекращении огня, которые надо еще согласовать, но которые для нас являются абсолютно приоритетными", — сказал он.
Спецпредставитель ООН и ЛАГ Брахими отметил, что в качестве одной из возможных мер плана по урегулированию сирийского конфликта может быть введение в эту страну миротворцев ООН. "Возможно, миротворческий контингент был бы приемлемым решением, тем не менее, это должно стать частью полного и всеобъемлющего пакета мер, этот пакет мер должен включать как миротворчество, так и в конечном итоге проведение выборов", — сообщил спецпредставитель. Он добавил, что миротворческий контингент в Сирии не может использоваться как отдельная мера, "не может существовать отдельно без соблюдения резолюции Совета Безопасности".
Россия готова говорить с сирийской оппозицией
Как подчеркнул в своем заявлении после переговоров с Брахими глава МИД РФ, российские дипломаты готовы встретиться с представителем Национальной коалиции сирийской оппозиции в нейтральной стране, как желают сами оппозиционеры.
"Соответствующие контакты у нас состоялись по линии нашего посольства в Египте с представителями Национальной коалиции, включая господина Хатыба (глава Нацкоалиции сирийской оппозиции Ахмед Моаз аль-Хатыб — ред.). Мы выразили готовность встретиться с ним в Москве, он на тот момент предпочел какую-либо нейтральную столицу, где-нибудь в другой стране. Мы и к этому готовы", — сказал Лавров.
В то же время, российский министр выразил удивление заявлениями главы Национальной коалиции о том, что условием встречи с российскими дипломатами будет изменение российской позиции по Сирии.
"Я понимаю, что господин Хатыб в политике не очень искушен и, наверное, он только выиграет от того, если нашу позицию узнает не из сообщений СМИ, которые порой делают весьма далекие от действительности утверждения, а непосредственно от нас. Думаю, что если он претендует на роль серьезного политика, то он поймет, что в его собственных интересах услышать наш анализ непосредственно от нас", — отметил Лавров. По его словам, Москва готова к контактам со всеми представителями оппозиции Сирии без исключения.
При этом глава МИД РФ призвал представителей сирийской оппозиции оставить требование о незамедлительном уходе с поста президента Сирии Башара Асада и сформулировать реальные условия для урегулирования в стране. "Я бы сегодня призвал через этот микрофон сирийскую оппозицию оставить в стороне вот этот объединяющий ее фактор — требование ухода Асада, а сформулировать конструктивную повестку дня, положить на бумагу то видение, которое оппозиция имеет для будущей Сирии", — сказал он в ходе переговоров. По словам Лаврова, Асад неоднократно, в том числе публично, заявлял, что не уйдет в отставку с поста президента сирийского государства.
Российского спецназа в Сирии нет
Глава МИД РФ подчеркнул, что Россия не поставляет наступательные вооружения, которые могут быть использованы в конфликте, ни сирийскому правительству, ни сирийской оппозиции.
"У нас нет десятков и сотен представителей российского спецназа на земле, в регионе, в соседних с Сирией странах и на некоторых территориях самой Сирии", — заявил Лавров. Он отметил, что этим Россия отличается от некоторых других государств.
Конфликт в Сирии длится с марта 2011 года, жертвами насилия в стране, по различным данным, стали от 20 до 30 тысяч человек. Власти Сирии заявляют, что сталкиваются с сопротивлением хорошо вооруженных боевиков, поддержка которым оказывается извне.