МОСКВА, 27 дек — РИА Новости. Российские эксперты разошлись в оценках целей визита в Москву первого замглавы МИД Сирии Фейсала Микдада. Часть из них считает, что сирийская делегация прибыла для привлечения внимания к Сирии, другие считают, что в Москву сирийские дипломаты приехали заручиться поддержкой России. Вместе с тем, опрошенные РИА Новости эксперты почти единогласно отвергли вероятность иностранной интервенции в Сирию.
ИНТЕРВЕНЦИЯ В СИРИЮ — НАТОВСКИЙ ЗОНТИК ДЛЯ ТУРЦИИ
Так, эксперт Министерства обороны РФ по Ближнему Востоку Олег Кулаков считает, что "сама операция, в том виде, в котором мы привыкли себе представлять по другим регионам, возможна". По его мнению, НАТО, руководствуясь статьей 5 договора о коллективной безопасности, будет опасаться проведения военной операции.
"Это не входит в интересы альянса на данном этапе, так как есть очень сильная увязка с дальнейшими событиями. Это не отдельный кусочек, здесь затрагивается целый узел проблем. На данном этапе, в условиях, когда неясен вопрос с Афганистаном, есть еще замороженные конфликты — это не в интересах структуры НАТО, для блока это (операция в Сирии) будет тяжеловато. Но есть интерес Турции, они бы хотели прикрыться натовским зонтиком. Выступая публично на стороне Турции, Североатлантический альянс будет внутренне сдерживаться", — отметил эксперт.
ИЕЗУИТСКАЯ ТАКТИКА ВМЕСТО ВТОРЖЕНИЯ
Точку зрения Кулакова поддерживает и другой собеседник агентства — специалист-эксперт Института стратегических оценок Сергей Демиденко. Он считает, что США на данный момент не намерены проводить военную операцию в Сирии.
"Я исключаю пока вероятность военного вторжения: Америка не готова, она не хочет вторгаться — это совершенно очевидно, европейские страны в одиночку не полезут, а те, кто действительно хочет реального свержения Башара Асада — страны Персидского залива — они просто не в состоянии осуществить эту операцию своими силами. Поэтому они всячески подзуживают к этому Америку — единственную страну, которая может это сделать. А Америка не хочет вторгаться, и не будет вторгаться. Это и не нужно, по большому счету. В отношении Сирии выбрана такая иезуитская тактика — просто разрушают страну. Разрушают инфраструктуру, убивают людей, и в итоге возникнет вопрос у населения: зачем же нам нужен Башар Асад, который не может нас защитить от этих мерзавцев?", — заявил Демиденко.
Комментируя визит в Москву делегации сирийского МИД во главе с первым заместителем министра иностранных дел Фейсалом Микдадом и встречу дипломатов с руководство МИД России, Демиденко сообщил, что "этот визит нужно рассматривать в контексте недавних переговоров в ходе международного турне (спецпредставителя ООН по Сирии Лахдара) Брахими".
"Проблема сейчас в том, что официальное сирийское руководство всячески пытается увеличить уровень международной поддержки Сирии. Потому, что ситуация крайне сложная, я бы даже сказал, уже практически катастрофическая. Другое дело в том, что международные усилия на международной арене вряд ли будут иметь какой-то эффект. Ни Россия, ни Брахими — те силы, которые настроены относительно нейтрально по отношению к режиму Асада, — эти силы, к сожалению, не способны кардинально повлиять на обстановку. Поэтому сирийцы консультируются, пытаются расширить, поддержать международный авторитет Башара Асада, возможно, попытаться заручиться какой-то поддержкой — может быть, финансовой, может быть дипломатической. Но, к сожалению, ни мы, ни Брахими ничего сделать не способны", — подчеркнул собеседник агентства.
В свою очередь, руководитель Центра восточных исследований Дипломатической академии МИД России Андрей Володин, обсуждая вероятность урегулирования сирийского конфликта при помощи иностранного вторжения, апеллирует к истории — по его словам, "внешняя операция ни со стороны Англии и Франции, ни со стороны других государств никогда ничего не давала".
"Необходимы выборы, это признают все, без выборов никто ничего сделать не может… Я не понимаю, как можно разрешать (конфликт) без сирийского народа, путем внешней операции, это значит, повесить на себя такой груз проблем, к которому добавится и структурный кризис в Евросоюзе, почти краховое положение в мировой экономике — вот вы сами и подумайте", — заявил Володин.
Говоря про визит делегации сирийского МИД в российское внешнеполитическое ведомство, Володин заявил, что очень трудно понять, о чем же утром в четверг говорили сирийские и российские дипломаты.
"Темы могли быть самые разные: и проблема сирийского урегулирования, которое зашло в тупик, и то, что Сирия и Ливан — это единый геополитический регион, и о том, что речь идет не о существовании режима Башара Асада, а о коалиции, которая никак не раскалывается. Россия, насколько я понимаю, недавно дала обещание продолжать поставки оружия в Сирию. Весь комплекс вопросов, наверное, обсуждался, но такие вопросы не обсуждаются окончательно, они обсуждаются в общей форме и сугубо гипотетически. Мне кажется, был рабочий визит заместителя главы МИД Сирии в МИД РФ. Мы можем сказать, что МИД РФ посвящает более 75% своей активности интеллектуальной именно положению дел в Сирии", — отметил Володин.
ВОЕННАЯ ИНТЕРВЕНЦИЯ — НЕТ НИЧЕГО НЕВОЗМОЖНОГО?
Старший научный сотрудник Института Востоковедения РАН Владимир Ахмедов считает, что целью нынешнего визита в Москву первого заместителя главы МИД Сирии Фейсала Микдада было уяснение того, насколько Россия готова поддерживать президента Башара Асада, ухода которого требует оппозиция.
"Они приехали, чтобы убедиться, до какой степени Москва будет поддерживать Асада… в условиях, которые создаются в Сирии и вокруг нее", — сказал Ахмедов.
Эксперт считает, что существует проблема, касающаяся того, что "упорство Асада", не желающего уходить от власти, "фактически побуждает" Запад к началу военной операции в Сирии. По мнению Ахмедова, полного повторения ливийского сценария в Сирии не произойдет, но условия для начала интервенции уже есть.
"Поэтому, естественно, мы обеспокоены и обеспокоен сирийский режим, как мы их готовы будем поддержать, потому что сирийским вооруженным повстанцам удалось создать очень серьезный опорный пункт на границе с Турцией… Если будет это вторжение, как будет вести себя Россия, я думаю, что этот вопрос поднимался на этих переговорах", — отметил эксперт.
По его мнению, российская сторона, опасающаяся развития событий в Сирии по военному сценарию, убеждала сирийцев "несколько смягчить позицию, которую заявил Асад на переговорах с Брахими", и скорее всего, пока не достигла желаемого результата.
Эксперт также добавил, что, скорее всего, эти же вопросы будут обсуждаться на предстоящих в пятницу переговорах главы МИД РФ Сергея Лаврова с главой МИД Египта и на субботних переговорах в Москве с Брахими.
Мнение Ахмедова о возможной военной интервенции разделяет и президент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский. Комментируя вероятность иностранного вторжения в Сирию, он считает, что "нет ничего невозможного".
"Более того, целый ряд арабских стран, альянса, Катар, который называют лающей мышью, это активно провоцируют. Операция не нужна ни Иордании, которую называют главным плацдармом, ни блоку НАТО, которому более чем достаточно войн в Ираке и Афганистане, как такого рода проигрываются. Военная компания в Ливии была отнюдь не оптимистичная. Сирия — не Ливия, в Сирии будут большие потери — они для НАТО смертельны", — отметил эксперт.